Найти тему
История экономики

ИСТОРИЯ ОДНОГО ТОРГОВОГО БОЙКОТА И ПИРАТСКОЕ СЧАСТЬЕ

Александр Иванов.

Голландский корабль в представлении японского живописца (как утверждает молва, рисунок сделан по описанию - согласитесь, весьма точному!) и пиратское японское судно
Голландский корабль в представлении японского живописца (как утверждает молва, рисунок сделан по описанию - согласитесь, весьма точному!) и пиратское японское судно

Первая запись о Японии в китайских хрониках датируется 57 годом - китайцы, привыкшие "метить территории" и искренне считавшие все живущие на земле народы подданными своего императора, сообщают, что в этот год император передал золотую печать стране На народа Ва, то есть - Японии и японцам.

Более тысячелетия японцы впитывали китайскую культуру и традиции (буддизм и иероглифы, палочки для еды и ремесла, и многое другое) и даже пробовали - несколько столетий - скопировать модель государственного управления.

Однако эта, последняя затея, потерпела неудачу, что стало понятно к концу Х века.

Феодальные кланы окончательно вышли из-под контроля, и началась многовековая война "всех против всех".

Самураи
Самураи

Иногда кланы объединялись и совершали довольно массированные набеги на соседние Корею, а позже - Китай, и главной целью набегов был рис - сельское хозяйство Японии сильнее других отраслей страдало от бесконечных войн.

Китайцы пробовали дать им отпор, но выходило все время как-то невнятно: например, хан Хубилай предпринял две попытки вторгнуться в Японию (второй его флот, как принято считать, был самым крупным в истории человечества вплоть до той группировки кораблей, что участвовала в 1944 году в высадке союзников в Нормандии), но оба раза Камикадзе, Божественный ветер, крушил армады завоевателей.

Нашествие монголов на Японию - священный ветер, Камикадзе, уничтожает суда Хубилая, а добравшихся до берега его солдат уничтожают японские войска
Нашествие монголов на Японию - священный ветер, Камикадзе, уничтожает суда Хубилая, а добравшихся до берега его солдат уничтожают японские войска

Торговые отношения Японии и Китая то замирали на какое-то время, а то прекращались вовсе, и были если не мертвыми, то - полумертвыми, хотя эпоха X-XIII веков считается периодом расцвета торговли в китайских морях, обогатившей всех ее участников.

Но войны сделали торговлю занятием сверхрисковым а свято место, как известно, не бывает пусто - и пустующее пространство заняли японские пираты, которые были не только пиратами - по отношению ко всем торгующим и друг к другу (в чем-то копируя модели отношения японских феодалов - "все против всех"), сколько контрабандистами, восполняя пробелы в торговле.

Именно японские пираты (хотя говорят, что в состав шаек входили и корейцы, и китайцы, даже, как считается, в более поздний период именно китайцы составляли основной костяк пиратских банд) - вако или вокоу - стали причиной категорического отказа Китая от торговли с Японией, которое берет начало в XV веке и продолжается аж до ХХ века.

Возможно, самый знаменитый из японских вокоу - Мураками Такеёси, и придуманные им бронированные пиратские суда
Возможно, самый знаменитый из японских вокоу - Мураками Такеёси, и придуманные им бронированные пиратские суда

В то время японский пираты особенно обнаглели, и китайский император направил своего поста в Японию с требованием обуздать наглецов.

Япония же изнывала от очередной гражданской войны, и сёгуну, наверное, даже пробовать понимать ерунду, о которой говорят эти непонятные послы, было лень или недосуг (по слухам, на жизнь сёгуна было совершено более сотни покушений), и он просто отрубил головы послам, дабы те ему не докучали.

С этого момента торговля между странами попадает под запрет под страхом смерти.

И Китай, и Япония проводили политику самоизоляции - это при том, что обе страны крайне нуждались во внешней торговле. Но - примат внешней политики над экономикой, боязнь "потери лица" были куда важнее выгод.

Знаменитая "Волна" Хокусая
Знаменитая "Волна" Хокусая

Конечно, нехватка прибылей, которую могла бы приносить торговля, компенсировалась для властей жесточайшими поборами с собственных подданных.

Сказывалось и отношение к торговле как к занятию презренному - торговля в обеих странах была занятием малопочтенным, а торговец на социальной лестнице стоял ниже крестьянина и ремесленника.

Китаю крайне не хватало серебра, источником которого была Япония, Японии - риса, шелка и ремесленных товаров. Контрабандисты и пираты отчасти восполняли эти пробелы, но настоящий фурор произвел первый португальский корабль, прибывший из Японии с грузом серебра.

Португальский корабль в гавани Нагасаки
Португальский корабль в гавани Нагасаки

Груз этот принес португальцам прибыль в 500 тысяч дукатов. Чтобы понять, что означала эта сумма, вспомним, что размер "отступных", которые португальская корона выплатила испанцам в обмен на их отказ от претензий на Острова Пряностей, составил 200 тысяч.

Такой баснословной выгоды, кажется, в торговле еще не случалось.

Португальцы, затем, с опозданием на несколько десятилетий - испанцы, но особо - сменившие их голландцы, с большим усердием и успехом наживались на фанаберии восточных владык.

А, кстати - как там пираты-контрабандисты?

А пираты - и вовсе великолепно. Макао, Формоза и Филиппины стали их новыми жертвами и торговыми партнерами. Сфера их действий расширилась до того, что пиратские корабли даже поднимались вверх по течению Янцзы с целью грабежа.

Один из самых знаменитых и удачливых пиратов в истории, Чжен Чэнгун, которого европейцы называли Коксинга, и его "тигровая гвардия", удостоился памятника на Тайване
Один из самых знаменитых и удачливых пиратов в истории, Чжен Чэнгун, которого европейцы называли Коксинга, и его "тигровая гвардия", удостоился памятника на Тайване

В XVI веке моря прочно оккупировал «король пиратов» Мураками Такеёси, справиться с которым не удалось ни флоту сёгуна, ни португальским морякам (у которых, впрочем, обнаружилось общие коммерческие интересы с Такеёси, и до вооруженных столкновений дело не дошло). Такеёси придумал бронировать свои корабли, «изобрел» (не перенял у европейцев, а придумал сам) оснастить корабли артиллерией и снарядил своих пиратов гранатами, что давало ему преимущество в абордажных схватках.

Знаменитый пират Чжен Чэнгун, называемый европейцами Коксинга, набрал такую мощь, что даже отвоевал у голландцев, мощнейшего государства того времени, Формозу (Тайвань), где он, а постом и его сын, фактически царствовали более 20 лет (1661-1683), именно в эти годы начинается активная колонизация Тайваня китайцами, а сам Коксинга почитается национальным героем Китая.

Ну а историей Госпожы Чжен, известной каждому китайцу (это уже начало XIX века), считавшейся самой знаменитой предводительницей самого мощного в истории морей пиратского союза и вовсе можно зачитываться бесконечно – это романтика и страсть, подвиг и коварство, жестокость и благородство – уверяю вас, что ни у Буссенара ни у Сабатини вы не найдете столь головокружительных и захватывающих сюжетов…

Образ Госпожи Чжен (Чжен Ши), одного из самых злобных и кровожадных существ в истории человечества, ныне успешно героизирован и романтизирован и хорошо продается, волею Голливуда, именно таким.
Образ Госпожи Чжен (Чжен Ши), одного из самых злобных и кровожадных существ в истории человечества, ныне успешно героизирован и романтизирован и хорошо продается, волею Голливуда, именно таким.

Для европейцев же, в первую очередь - португальцев (которые, заметим, сами, будучи благородными донами, никогда не брезговали пиратством), пираты стали отличными торговыми партнерами, легко преодолевающими все запреты, периодически выносимыми правителями Японии и Китая (на торговлю фарфором и шелком, рисом и чаем, лакированными шкатулками и пряностями, хлопком и серебром и прочими бесконечно вводимыми и отменяемыми запретами).

Любой запрет встречался посредниками - и европейцами, и пиратами - с большим воодушевлением, поскольку сулил новые прибыли.

Новыми гранями пиратство и контрабанда засияли в XIX веке, в период опиума, но эта тема столь велика, что требует отдельного разговора.

Опиумная курильня в Китае
Опиумная курильня в Китае

Пиратство и контрабанда в южных морях, кстати, есть и сейчас, но, как показывает практика, она побеждается с помощью разумных регуляторных мер.

Это, конечно, просто небольшая иллюстрация того факта, что запреты - всегда кого-то кормят. И - всегда не тех, кого, по замыслам запрещающих, должны бы были кормить.

Про спесь властителей и говорить не станем - категория это не экономическая, но на экономику решительно влияющая.

#экономическиеистории

P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними

Александр Иванов

"Краткие эссе об истории экономики"

Поддержать блог: https://boosty.to/economic_history

Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect

И в Facebook #экономическиеистории