С этими словами - вот как надо жизнь свою устраивать!- в учительскую нашего колледжа влетела Галина, ведающая в колледже воспитательной работой. Ей, кроме подготовки всяких "мероприятий, на пару с социальным педагогом, надлежит работать с особой категорией студентов. ОБПР. Знаете, кто это? Это - дети, Оставшиеся Без Попечения Родителей. Это могут быть социальные сироты (или просто сироты, но таких практически нет) или дети, чьих родителей лишили права быть родителями.
Нет, ну вы представляете? На кого только она у нас не выучилась! Да и как это учебой назвать? Пожалуется, поплачет - и оценка в кармане. А с ней - и стипендия. Перед другими детьми стыдно! Они-то свой диплом заработали, а ей - как подарок!
Галинин гневный монолог прервала Ирина, дописывающая последний перед отпуском отчет и без подсказки, как и все, кто там был, догадавшаяся, о ком шла речь. О Ларисе, конечно. Вечной нашей студентке. Я уже писала о ней здесь.
Ирина:
А не ты ли вечно "отпрашивала" ее с занятий на бесконечные конкурсы-фестивали? Прибавь сюда ее двоих вечно болеющих детей - вот и получится то, что получилось. Да ладно тебе... Дело сделано. Наконец-то Ларисонька наша отучилась. Диплом ей выписали уже, вчера в учебной части видела. Пойдет работать, дурь мигом выветрится. детей-то кормить-поднимать надо!
Галина:
Вы самого главного не знаете! Никуда она не пойдет работать! Охмурила Андрея (помните Андрея? Три года назад у нас же окончил? Скромный, спокойный такой парень?), перешла из общаги своей к нему жить. С детками своими и с братцем, над которым оформила опеку. Бабушка на корвалоле только и живет. Думала, баловство это, но - нет! Андреева мать, она же уже лет 15 как в Москве на заработках. Уехала сразу, как отец их с Андреем оставил. Так и вырос парень с бабушкой. А теперь мама, вы только не падайте, строит двухэтажный дом в Подмосковье и велела сыну приезжать к ней. Бери, говорит, девушку свою, детей ее и брата, и все приезжайте. Будем жить тут. Дом построим, а там... Вот как надо в жизни устраиваться!
С этими словами возмущенная Галина выбежала и понеслась дальше по своим "воспитательным" делам...
...Все, сидевшие в учительской, как по команде, вздохнули и стали заниматься порядком опостылевшими делами: журналами-ведомостями-отчетами и прочей дребеденью.
А я вспомнила, как три-четыре года назад занимались у меня летом две сестры-погодки. Сироты. Они уже получили образование, но ни дня по полученной специальности не работали. Как и многие из этой категории. Им позарез понадобился английский, чтобы уехать за границу и выйти там замуж. Им было 25 и 26 лет. Взрослые. Они не нуждались ни в советах моих, ни в сочувствии. Хотя наши встречи всегда заканчивались задушевными беседами. Надо сказать, что успехи они делали немалые. Но когда они уходили, я всегда думала: как все-таки это трудно и страшно. Когда ни подтолкнуть тебя некому, ни удержать...очень жалела их и за них страшилась.
Вот и Лариса.. На нее можно сколько угодно злиться, но ей абсолютно не на кого в жизни этой опереться. Видимо, поэтому и "прилепилась" к благополучному парню. Чтобы, может, и самой стать благополучной. И за детей не тревожиться. Говорю и сама мало верю в это. А хотелось бы... Да только примеров таких - тоже мало.
И как в этой жизни надо устраиваться - мы со своим опытом не всегда знаем. А - она?