Найти тему
DAITOGRAM

Значение «Айки» в Айкидо и Дайто-рю

«Айки» является ключевым компонентом в айкидо и айкидзюдзюцу, двух боевых искусств, которые имеют совершенно разные боевые принципы. Давайте обратимся к истории и выясним, как так вышло!

Что такого хорошего в мире, любви и понимании? 

Айкидо является одним из самых известных боевых искусств в мире, но значение слова «айки» до сих пор не совсем понятно. Сегодня айкидо занимаются миллионы людей, и большинство из них, вероятно, знакомы со знаменитой интерпретацией этого термина Морихеем Уэсиба: «Айки - это всеобщая любовь и гармония».

Токимуне Такеда выполняет технику Дайто-рю.
Токимуне Такеда выполняет технику Дайто-рю.

В классических японских боевых искусствах, однако, «айки» имеет другое - и определенно более боевое - значение. Учитель Уэсибы Сокаку Такеда определил айки как «способность победить врага одним взглядом». 

Так кто же из этих уважаемых в мире боевых искусств людей прав?

Корю будзюцу и айки.

Концепцию айки можно найти в некоторых японских старинных стилях, или классических боевых искусствах, и ее не следует считать уникальной для айкидо. Однако, к моменту формирования айкидо толкование этого слова значительно изменилось. 

Корю будзюцу использовались и преподавались во время феодальной эпохи Японии, начиная с 15-го века и заканчивая концом 19-го века. В основном, это были боевые системы, применяемые профессиональными воинами, а не гражданским населением. Они включали такие искусства, как дзюдзюцу и кендзюцу.

Современное будо, включающее в себя каратэ-до, дзюдо, айкидо и кендо, не уделяет такого же внимания реальному бою. Эти стили считаются хорошим средством для духовного развития и самосовершенствования, хотя, безусловно, в них также можно достичь большого мастерства в бою. 

Для лучшего понимания различий между старыми стилями и современными системами, рекомендуется серия книг Донна Ф. Дрегера «Боевые искусства и пути Японии». 

Слово «айки» буквально означает «слияние энергий». Не случайно это анаграмма слова киай (фокусировка духа), и различие между ними размыто. 

В корю будзюцу применение айки впервые появилось в школах кендзюцу. Некоторые школы интерпретируют айки как способность получить инициативу и использовать физические и психологические методы, чтобы разбалансировать противника. 

Со временем были предложены более эзотерические значения, которыми мог бы гордиться любой рыцарь-джедай. Они включали способность видеть в темноте и читать мысли (см. «Боевой дух Японии» Э.Дж. Харрисона). 

Несколько школ джиу-джитсу и дзюдо также обучают понятию айки, но первым, кто официально включил его в свое название, было дайто-рю айкидзюдзюцу. Замечательный мастер Сокаку Такеда, конечно не был похож на Тома Круза, но был настоящим «последним самураем». Он родился в 1859 году в Айзу, Япония, и пережил Реставрацию Мэйдзи, окончание феодального века и последние дни касты самураев. С самого детства Такеда обучался сразу нескольким боевым системам клана Айзу, включая стиль кендзюцу оно-ха итто-рю и клановое искусство дайто-рю айкидзюдзюцу. 

Согласно устным легендам, айкидзюдзюцу было создано около 1100 года и тайно передавалось потомкам в семье Такэда. Дайто («великий восток») - это название местности, в которой жил Ёсимицу Минамото, предполагаемый создатель стиля.

Несмотря на рост менее 5 футов, Такэда был грозным бойцом и постоянно проверял свои навыки в столкновениях насмерть. Самый печально известный инцидент произошел, когда ему было чуть за двадцать, и он связался с бандой строителей в Фукусиме. Такеда убил семь человек, после чего был серьезно ранен и потерял сознание.

За свою жизнь Такеда обучил тысячи людей. Однако, его самым известным учеником, несомненно, был Морихей Уэсиба, основатель айкидо. Уэсиба встретил Такэду на Хоккайдо, самом северном острове Японии, в 1915 году. Морихэй уже тогда был сильным бойцом и искушённым практиком в разных школах джиу-джитсу, но он обнаружил, что его мастерство не идёт ни в какое сравнение с навыками Сокаку Такэда. Уэсиба оставил все свои предыдущие занятия, чтобы учиться у этого великого человека. 

Вопреки убеждениям многих айкидоков, Уэсиба очень долгое время изучал дайто-рю - тщательные записи Такеды показывают, что он тренировался более 20 лет. Позднее Уэсиба изменил изученные им техники дайто-рю и объединил их с духовными учениями религии Омото-кё, чтобы создать то, что мы теперь знаем как айкидо. 

На более поздних этапах своей замечательной жизни он учил, что символ любви называется «ай», так же, как первый иероглиф в «айки», и «айки - это проявление любви». Это означало перевоплощение айкидо из будзюцу в систему будо, которая могла бы примирить людей и избежать конфликта. Так родилось видение, с которым многие айкидоки сегодня знакомы и принимают за идеал боевых искусств. 

Однако, не все учителя согласны с тем, что сегодня айкидо развивается наилучшим или наиболее реалистичным способом. Дейв Хамм, британский инструктор по айкидо и тюремный служащий, считает, что примирение и разрешение конфликтов без насилия - это высокие идеалы, которые переоцениваются во многих организациях. Хотя он в конечном итоге согласен с идеологией и философией искусства, он также считает, что многие школы айкидо не полностью готовят своих учеников к агрессивной физической конфронтации. Он считает, что многолетнее обучение контролю над реальными агрессорами является необходимым шагом на пути к достижению высшей идеологии Уесибы. Это не является таким уж радикальным отходом от доктрины, если учесть, что даже Уэсиба определял айки весьма жестко в начале своей карьеры. В «Дуэли с О-Сенсеем» учитель айкидо и корю Эллис Амдур приводит фразу Уэсиба: «Айки - это средство достижения гармонии с другим человеком, чтобы вы могли заставить его делать то, что вы хотите». В той же книге Амдур пишет, что Уесиба якобы преподавал боевые приемы в печально известной школе шпионов Накано во время войны. Бывший директор школы рассказал, как Уэсиба демонстрировал техники убийства, объясняя: «Вот как вы их добиваете!». Учитывая характер академии, эпоху и деятельность ее членов, он, вероятно, не учил студентов, как «любить» людей до смерти. 

При сравнении айкидзюдзюцу и айкидо необходимо некоторое обобщение, поскольку существует несколько стилей айкидо и ветвей дайто-рю айкидзюдзюцу. Хотя техническое влияние дайто-рю на айкидо все еще очевидно, по словам Антонино Черта, учителя дайто-рю в Милане, Италия, в настоящее время они представляют собой разные виды искусства с разными взглядами. Черта долгое время занимался айкидо до того, как познакомился с дайто-рю. Он подчеркивает, что подлинное айкидзюдзюцу - это не просто «жесткое айкидо» или «айкидо плюс удары и оружие». Во-первых, Черта обнаружил, что количество техник в айкидо намного меньше, чем в дайто-рю. Морихей Уэсиба оставил в своём искусстве около 20 основных техник, в том числе шихо-нагэ, ирими-нагэ, котэ-гаэси, иккё и никио - как основу для айкидо. 

Техника Дайто-рю Айкидзюдзюцу на занятиях в ЦКС «Агацукан»
Техника Дайто-рю Айкидзюдзюцу на занятиях в ЦКС «Агацукан»

Дэйв Хамм, преподаватель айкидо из Великобритании, соглашается, но указывает, что айкидока может использовать базовые приемы для создания бесконечного количества вариаций, основанных на обстоятельствах, ситуациях и методах атаки. Смысл такой структуры, по его словам, в том, чтобы любое из этих приложений соответствовало любой конкретной ситуации. 

В дайто-рю, однако, подход совсем другой. Техник насчитывает несколько сотен, и каждая из них выполняется только в небольшом количестве ситуаций, для которых она считается наиболее подходящей - например, когда защищающийся находится на коленях, когда вы стоите в стойке, когда на вас нападают сзади, когда нападает более высокий человек и так далее. Не делается попытки приспособить одну технику ко всем ситуациям.

Черта обнаружил, что практика айкидо, как правило, проводится более «свободно», чем айкидзюдзюцу. В айкидо используются в основном амплитудные круговые и плавные движения. 

В дайто-рю, напротив, методы короткие и прямые, и, как правило, более линейные и угловатые. Дайто-рю также склоняется к тому, чтобы бросать противника себе под ноги, а не отбрасывать его подальше, как в айкидо. Цель в дайто-рю - держать брошенного врага близко, чтобы иметь возможность его прикончить, если это будет необходимо. Кроме того, в тех случаях, когда айкидо часто предпочитает контролировать противника, не причиняя ему чрезмерной боли или травм, дайто-рю склоняется к разрушению.

Еще один важный момент заключается в том, что дайто-рю не претендует на то, чтобы быть чисто защитной системой: существует несколько формальных приемов, при которых тори наносит упреждающий удар, а не ждет, пока противник нанесет первый удар. 

Хотя большая часть айкидо, по-видимому, практикуется как защитная форма, Хамм считает, что его можно активно использовать в реальных ситуациях, просто изменив мышление. Его опыт службы в качестве тюремного офицера, работающего в учреждениях строгого режима, показал, что, хотя прикладные техники не похожи на те, что отрабатываются в додзё, принципы, лежащие в основе методов (дистанцирование, смещение и дисбаланс), безусловно, рабочие и хорошо послужили ему в его профессиональной деятельности. 

Военный и часто жестокий дух дайто-рю иллюстрируется объяснениями сына и его преемника Сокаку - Токимуне Такеда. В интервью Стэнли Пранину Токимуне заявляет: «Суть дайто-рю заключается в том, чтобы сохранять бдительность, пока вы не перережете горло врагу». Но в наше время невозможно фактически перерезать горло партнерам по обучению. Таким образом, суть убийства была сохранена в символической форме: практикующий наносит формальный добивающий удар по контролируемому противнику, сопровождая его мощным киай. 

Дайто-рю больше использует атеми ваза (техники ударов), чем большинство стилей айкидо. В первые дни занятия айкидо включали большое количество ударов - Уесиба, как известно, говорил: «Атеми - это 99 процентов айкидо», - но, похоже, во многих стилях с годами это забылось. 

Атеми в дайто-рю часто наносятся кулаком, ребром ладони, локтями, ступнями и другими частями тела. Эти удары являются важными составляющими многих техник. 

Существует также разница в использовании оружия. Некоторые ветви дайто-рю включают классический стиль меча оно-ха итто-рю и считают кендзюцу важным для понимания системы дайто-рю. 

В дополнение к мечу, некоторые техники, включающие в себя тессен (железный веер), джутте (дубинка), танто (нож), сюрикен (метание звезд) и другое оружие, преподаются на более высоких уровнях в некоторых ветках школы. Предполагается, что несколько группы дайто-рю изучают техники айки нито (работа сразу с двумя мечами) и копья, но сегодня их редко можно увидеть. 

Оружейная техника Айкидзюдзюцу.
Оружейная техника Айкидзюдзюцу.

Айкидо, с другой стороны, является в значительной степени безоружным искусством, хотя некоторые стили, особенно стиль Ивама, включают в себя обильные тренировки с мечом и дзё (шест). 

Продвинутые учения дайто-рю также включают в себя айки но дзюцу, особые бросковые техники, которые, по-видимому, были одной из специализаций Уэсибы, и основой для кокю-нагэ (бросок дыхания) в айкидо. 

Черта рассматривает айки как важную часть дайто-рю, но избегает фантастических интерпретаций, культивируемых в некоторых организациях айкидо.

В своем интервью Токимуне Такэда отметил, что «Айки значит тянуть, когда тебя толкают, и толкать, когда тебя тянут». 

Черта встретился и учился у Токимуне до его смерти в 1993 году и, похоже, разделяет эту прагматическую точку зрения. По его мнению, айки - всего лишь одна из тактик, которую может использовать опытный боец. На механическом уровне это особый способ встретить силу, который отличается от простого противодействия или уступки. Он предлагает такую ​​иллюстрацию: противник атакует и проецирует свою силу на защищающегося, который на мгновение сопротивляется. Это заставляет атакующего реагировать в противоположном направлении, и защищающийся уступает в этом новом направлении, используя силу обоих людей для выполнения броска. Вместо того, чтобы быть тайной «бесконтактной» силой, это на самом деле является применением физики, физиологии и психологии. 

Выводы

Дайто-рю айкидзюдзюцу и айкидо очень разные искусства, несмотря на их технические и исторические связи. Ни один из них не может быть назван лучшим, так как они имеют совершенно разные цели. 

Хороший способ подвести итог - сказать, что айкидо - это современная философия и образ жизни, которыу также может быть эффективной системой защиты, в то время как айкидзюдзюцу - это классическая боевая система, которая также может привести к самосовершенствованию. 

Что касается точного значения айки, оказалось трудно его определить однозначно. На самом деле интерпретации сильно различаются от искусства к искусству и даже от учителя к учителю. 

Но вернемся к вопросу, поставленному в начале этой статьи, а именно: что такого хорошего в мире, любви и понимании? - истинный ответ должен быть: изначально ничего!

Статья из журнала “Black Belt“ (выпуск январь 2015).

Автор - Dr. Nick Hallale

Перевод и редакция - Станислав Копин.

Айкидо
7536 интересуются