Найти тему
FORUM.DIGITAL

87% ведущих бизнес-лидеров говорят, что цифровизация компании является для них приоритетом

Оглавление

Для большинства крупных российских компаний понятие цифровой трансформации связано с внедрением новых технологий, ставших доступными для бизнеса в последние годы: аналитика больших данных и машинное обучение, искусственный интеллект, роботизация, дополненная реальность и интернет вещей.

87% ведущих бизнес-лидеров говорят, что цифровизация является приоритетом их компаний, но только 40% организаций реализовали свои цифровые инициативы. Разрыв между стремлением и достижением цифровой трансформации бизнеса увеличивается. Без общего видения процесса организации цифровой трансформации все усилия по попрежнему будут безрезультатны.

— Цифровые технологии упрощают нашу жизнь, использование их на практике показывает колоссальные результаты роста продаж,— считает председатель Совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.

В 2020 году около 36% компаний готовы инвестировать в реализацию проектов по внедрению новых технологий более 100 млн рублей в год. Наиболее масштабные инвестиции планируют компании телекоммуникационной и банковской отраслей, а также металлургии.

К примеру, «СИБУР Холдинг», крупнейшая нефтехимическая компания в России, набрал собственную команду для разработки программного обеспечения, начал создавать уникальные датчики промышленного интернета вещей, которых не существовало нигде в мире до этого. В начале 2018 года компания создала новые подразделения — «Цифровые технологии» и «Управление корпоративными данными». Чистая прибыль крупнейшего в России нефтехимического холдинга в сравнении с 2018 г. выросла на 27,6% и достигла 141,4 млрд руб. Благодаря цифровой трансформации, во время пандемии COVID-19, «СИБУР Холдинг» перевёл на дистанционный режим работы с сохранением всех бизнес-процессов более 6 тысяч офисных сотрудников и обеспечил эпидемиологическую безопасность и непрерывную работу на своих производствах.

Цифровая трансформация компаний в России

Одна из главных проблем цифровизирующихся компаний связана с человеческим ресурсом — с людьми, которые должны дорабатывать, внедрять и использовать цифровые технологии.

Самый крупный игрок и наиболее ценный актив венчурного рынка — стартапы– молодые компании, создающие новые инновационные продукты и решения. Когда цифровизация только начиналась, редким первопроходцам удавалось найти нужных специалистов, но когда процесс стал массовым, выяснилось, что необходимого числа специалистов для всех компаний не собрать. Что же сейчас происходит на рынке цифровизации в России?

Например, для отрасли образования разрабатывают свои решения стартапы с технологией Big Data (18% из тех, кто отметил образование в отраслях применения), разработчики мобильных приложений (15%), стартапы в сфере дополненной и виртуальной реальности (14%) и использующие искусственный интеллект (13%) . Также для целей обучения хотят использовать свои решения стартапы из ниш развлечения и игр.

Для применения в сфере медицины предприниматели разрабатывают проекты, использующие технологии искусственного интеллекта, big data, решения по оцифровке показателей здоровья, биотехнологии.

Каждый год в институты развития обращается около 17 500 российских стартапов на ранней стадии. Добивается успеха в построении бизнеса совсем небольшой процент предпринимателей и инвесторов, поверивших в их идеи. По подсчетам Startup Genome Report, умирают 92% запущенных стартапов, 74% интернет-стартапов закрываются из-за преждевременного масштабирования, переоценив свои силы и раздув штат компании в несколько раз. В 2018 году корпоративные инвесторы вложили в отечественные стартапы более 3,6 млрд руб. в 23 сделках. В 2019 году на долю корпораций пришлось 13 сделок на общую сумму в 1,8 млрд руб.

Что ждать российским компаниям от передовых IT-решений?

Частные компании должны более активно внедрять цифровые технологии и более комплексно подходить к этому вопросу для выживания в условиях риска экономического кризиса.

У 63% компаний России есть программа цифровой трансформации, однако у большинства компаний пока нет комплексной программы цифровизации – компании реализуют пакеты пилотных проектов по внедрению отдельных и часто разрозненных цифровых решений. В России 63% частных компаний считают, что дополненная реальность - наиболее значимое цифровое решение, но используют технологию лишь 8%. Похожая ситуация складывается и с виртуальной реальностью (43% против 8%), дронами (45% против 12%), 3D-печатью (25% против 10%) и блокчейном (22% против 9%).

Стартапы часто слишком неопытны для сотрудничества с корпорациями. Российские предприниматели предпочитают создавать маркетплейсы, а также финтех- и SaaS проекты. В последних двух заинтересованы и инвесторы. Также инвесторы интересуются искусственным интеллектом, машинным обучением и блокчейном, но этими направлениями занимаются не больше 1-2% стартаперов.

Разработчиков базовых технологий в IT-компаниях достаточно — все необходимые технологии в принципе разработаны и готовы к внедрению. Остаются вопросы их правильного подбора для конкретного потребителя — цифровизирующейся компании, а также эффективного применения технологий, извлечения из этого пользы и прибыли.