Смерть одного из членов семьи негативно отражается на психике ребенка, поэтому родители чаще всего стараются уберечь его от таких потрясений. Однако что следует делать, если земной путь окончил очень близкий ребенку человек? Ведь это может быть даже его отец или мама. Должен ли ребенок проводить родственника, или лучше не травмировать его таким образом?
Паисий Святогорец на эту тему высказывался следующим образом:
Если у ребенка умирает отец, ему лучше не видеть мертвое тело. Даже взрослым людям информацию о смерти близкого человека доносят наиболее осторожно и мягко, чтобы пощадить чувства человека. Что уж говорить о детях.
Если говорить о каком-то конкретном возрасте, в котором ребенок может присутствовать на похоронах и видеть умерших родственников, то его нет. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его настроя, характера, впечатлительности и психической устойчивости.
А вот на могилу к близкому человеку ребенка привести можно. Совсем маленькому ребенку нужно постараться объяснить, что близкий человек переселился на Небо, и ему будет отрадно видеть то, как его дети растут добрыми и послушными.
Когда умерла моя бабушка, я не видел ее после смерти, и вначале даже не знал о том, что это случилось. Люди, пришедшие на похороны, играли со мной и развлекали меня, несмотря на то, что в их глазах стояли слезы. Лишь спустя некоторое время родители смогли подобрать слова и объяснить мне, что бабушка больше не придет. Я не обиделся на них тогда, и сейчас думаю, что маленькому ребенку не будет никакой пользы от того, что они увидят любимого человека мертвым.
Для неподготовленного малыша участие в ритуале похорон может стать серьезным ударом по психике. Гораздо лучше будет брать ребенка с собой в храм, учить его молиться за упокой души близкого человека, участвовать в церковных службах в дни поминовения усопших.
Если же ребенок сам выразил желание присутствовать на отпевании или похоронах, хорошо, если рядом с ним будет человек, которому он доверяет. Важно, чтобы взрослый сам умел справляться с горем и в этот день мог оказать ребенку нужную психологическую поддержку, в том числе – ответить на все возникшие вопросы по поводу смерти и жизни после нее.