Найти в Дзене

«Искупление» Иэн Макьюэн. Весь мир театр, и люди в нём виновны: драматическое не искупление в трех действиях

Оглавление
Объем:533 web-страницы

Скажу сразу, книга мне понравилась и даже очень, причем это осознание пришло не в момент прочтения, когда мучительно ожидаешь хоть какого-нибудь действия на первых 100 страницах, а уже постфактум: начало имеет интеллектуальную и литературную ценность только в тесной связи с концом. Этот роман – систематизированная и довольно неоднозначная история, описывающая провальную попытку стать режиссером жизни, а затем желание оправдать неудачу в «промысле божьем» по творению судеб многообразием скрытых смыслов, особенностями личных характеров, и просто банальным стечением обстоятельств.

Главная Героиня Романист – а, следовательно, Бог для персонажей своей книги, она вольна миловать их и вольна казнить, вольна отправить на верную гибель, а затем чудесным образом спасти от смерти и даровать вечное счастье. Но можно ли играть по этим же литературным правилам в жизни настоящей? Сколько раз нужно переписать реальность, чтобы искупить одну глупую ошибку, неверный абсурдный эпизод, перечеркнувший плавный сюжет настоящих судеб?

«Искупление» - книга об ответственности и последствиях, которые приходят вслед за каждым поступком, книга о воле случая и неоднозначности восприятия и трактовки одних и тех же событий, книга, призывающая, не играть чужими судьбами, а, в конце концов, заняться своей собственной.

Ружье выстрелит

Завязка истории находится в голове девочки-подроста, желающей отыграть на домашней сцене собственноручно написанную пьесу, где главная роль, конечно, создана для нее самой, но отдав роль Арабеллы кузине, Брайони берет на себя функцию режиссера, и собственная пьеса со стороны перестает казаться столь занимательной, уж точно не занимательнее того, что происходит во взрослой жизни.

Можно ли оправдать действия Брайони? Вряд ли. А понять? Именно Читателю даровано Автором право принять решение об Искуплении. Весь мир мечтательной девочки, стоящей на границе переходного возраста, напоминает театральные подмостки.

«В жанре фарса она описала недели тоски и одиночества…»

«…мамины мигрени представлялись комичной и опереточной интерлюдией…»

«…главным персонажем драмы опять оказалась девятилетняя Гермиона»

Все, что описывает Автор в первой части книги – это колоссальное театральное действо, причем каждый персонаж разыгрывает свою пьесу до того момента, пока Брайони не решает стать режиссером.

Первый акт, безбожно затянутый и показанный нам со всех ракурсов, с каждого кресла в зале, наполнен бутафорией: поддельные папирусы, огромные люстры, портреты чужих родственников, развешанных по дому для престижа семьи. Единственная неподдельная вещь – старинная ваза, и именно ей суждено создать обстоятельства, ознаменовавшие начало и после конец. Начало прекрасной любовной истории, а затем крушение надежд на благополучный финал.

Как перестать каяться и начать быть

Существует ли возраст, когда человек должен принять на себя бремя ответственности, и есть ли возрастная граница, после которой эта ответственность уже может быть с него снята. Рассуждения о терзаниях Брайони и попытках переписать реальность, если уж восстановление справедливости за сроком давности преступления не имеет никакого значения, вызывают настоящий отклик. Наверное, у каждого Читателя свой. И в этом, пожалуй, и есть величие Романиста, втянув человека в историю вымышленного персонажа, заставить одним глазком заглянуть внутрь самого себя.

«Внедриться в чужое сознание, показать, как оно работает или реагирует на внешние воздействия и написать об этом в рамках строгой композиции…», - описывает Автор мысли своей Героини о задаче Писателя.

По сути, вся эта книга есть стадии взросления: от примитивных сказочных сюжетов с прекрасными принцессами и одиозными злодеями к реальному многообразию мыслей и смыслов, вызываемых, казалось бы, совершенно незначительными происшествиями и такой маленькой фантазией, вылившейся в трагедию, на осмысление которой уходит целая жизнь.

Сильная концовка, наполненная уже не отчаянием, порожденным тщетными попытками переписать неисправимое, а тоской о том, что единственный живой участник, сожалеющий о несправедливости, вынужден постепенно забывать о самой несправедливости, а значит, и смириться с ней, оставив тот финал, который был написан жизнью, неизменным.

Маленькая ложь с большими последствиями

Хотелось ли вам когда-нибудь залезть в голову к близкому человеку? Не боитесь ли вы, что это перевернет ваши представления не только о его личности, но и о себе самом? Вопрос о том, что составляет нашу сущность, сколько в нас бесполезной бутафории и много ли ценных ваз, которые все равно распадутся на сотни осколков, сколько не прячь трещину, пронизывает все повествование.

Я бы сказала, что эта книга действительно вынуждает нас задуматься, но не о Героях, хотя их судьбы интересны и поданы живым живописным языком, что делает чтение приятным, а о собственных поступках, совершенных просто так: из-за незнания, наивности, чувства противоречия. Часто ли мы просчитываем долгосрочные последствия собственных действий, когда «милуем и казним», оценивая ситуацию с высоты собственной покосившейся колокольни, и хватает ли каждому разумения и глубины, чтобы признать виновность и хотя бы попытаться заслужить это пресловутое искупление.

Я рекомендую эту книгу, а сама обязательно почитаю у Автора что-нибудь еще.

Приятного чтения!

Литературный диалог: ВКонтакте, в Инстаграмм