Манипуляция путем апелляции к мнению масс весьма распространена. Прием силен потому, что вынуждает вас идти против мнения большинства. Идти против всех - это по сути протест. А протест - удел героев, готовых погибнуть за свои взгляды. Мы погибать не собираемся, поэтому будем учиться противостоять этому приему. И использовать его в своих целях.
В статье “20 приемов манипуляции, которые надо уметь распознавать и использовать” рассказано, почему важно уметь работать с манипуляциями. Причем не только защищаться от них, но и использовать в своей жизни.
Наша цель - потренироваться распознавать манипуляцию и противостоять ей.
Первая задача - распознать манипуляцию и нейтрализовать ее
Вторая - самому применить этот манипулятивный прием
Суть спекуляции мнением масс в том, что собеседник вместо разумных аргументов начинает ссылаться на общественное мнение, то есть на мнение некой группы, массы. Это могут быть подруги, другие родственники. Может быть какое-то более широкое сообщество, например, жители дома, района. Крайний случай - все люди. Ведь большинство ошибаться не может.
“Миллионы мух не могут ошибаться, когда выбирают вместо конфет дерьмо”
Афоризм, автор неизвестен
Действует прием так.
Нам трудно идти против мнения большинства. Мы больше привыкли к стадному поведению. Да и жизнь учит не высовываться. Особенно наша, где можно быстро по голове получить, если пошел против системы.
Поэтому этот прием очень эффективен. Мы, конечно, можем лепетать что-то про свою исключительность и готовность идти против всех, но в душе нас это сильно смущает.
Проводили такой эксперимент.
Группа из 8 человек, из которых только один реально "подопытный", а остальные - подставные. Задача: сказать, какого цвета пирамидки -черная и белая. Испытуемый, разумеется, отвечает последним. Все впереди него утверждают, что обе пирамидки белые. И в 75% случаев "подопытный" тоже говорил:" Обе белые".
Абсурд? Нет, этот эксперимент проводили разные исследователи в самых различных вариациях. Результаты аналогичны.
То есть мнение массы для нас настолько важно, что мы перестаем доверять даже собственным глазам. А уж что говорить о собственном мнении!
Есть еще один практический момент.
Если жена вам говорит:”Все мои подруги считают, что …” не торопитесь обвинять ее подруг в некомпетентности. Или говорить, что они вам не указ. Этим вы только обострите ситуацию. Спор кроме своего первоначального предмета перекинется еще и на обсуждение подруг. А это уже прямой конфликт, и он вам не по карману.
Самой правильный и простой способ нейтрализации этого приема - противопоставить одному сообществу другое, имеющее мнение, которое совпадает с вашим. Подругам можно противопоставить друзей. И не имеет значения, чтО они считают на самом деле и считают ли вообще. Она же не пойдет обзванивать ваших друзей и выяснять, что они думают. Поэтому пофантазируйте и сделайте свою фантазию мнением друзей.
Теперь женщина оказывается в ситуации. Может, она ваших друзей на дух не переносит, но вступать в прямую конфронтацию по этому поводу тоже не станет. То есть манипулятивный прием будет нейтрализован.
Если же вы хотите не просто нейтрализовать манипуляцию, а использовать такой же аргумент, вам придется найти сообщество, которое является для жены авторитетным. Но найти такое трудно. Скорее, даже невозможно. Поэтому, скорее всего, ваша задача ограничится просто противодействием манипуляции.
Манипуляцию мнением масс распознать легко. Как только прозвучали слова, в которых люди упоминаются во множественном числе - это манипуляция мнением масс.
Три дня потренируйтесь узнавать эту манипуляцию. Маловероятно, но возможно, что ваши оппоненты ее не используют. Ничего страшного. Попрактикуйтесь использовать прием сами и понаблюдайте за реакцией собеседника. Прием не агрессивный, можно сказать, добродушный. Голову от скалки защищать не придется.
Следующий статья будет о приеме манипуляции - апелляция к СОЦИАЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ.
-------------------------
Статья пробудила мысль? Поставьте, пожалуйста, лайк. Пишите комментарии - обязательно отвечу. И подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.