Защитники Сталинграда! От вашего самоотверженности и упорства зависит судьба города. Народ требует от вас железной стойкости. Враг должен быть остановлен и отброшен!
(Газета «Красная Звезда» №232 от 02 октября 1942 года)
СЛАВНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ НЕМЕЦКИХ ТАНКОВ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГВАРДИИ МЛАДШИЙ ПЕТР ОСИПОВИЧ БОЛОТО
(Из листовки Главного Политического Управления Красной Армии)
Кто не знает о беспримерном мужестве четырех бронебойщиков — Болото, Алейникова, Самойлова и Беликова! Они победили в бою с тридцатью немецкими танками. Пятнадцать вражеских бронированных чудовищ было ими уничтожено. Остальные повернули вспять.
Имена Болото и его трех товарищей с гордостью и благодарностью произносит весь советский народ. Эти герои — бойцы доблестной 62-й армии. Она отразила главные удары фашистских полчищ на Сталинград и покрыла бессмертной славой свои знамена.
Вот что рассказывает Герой Советского Союза тов. Болото о сражении с немецкими танками.
Я сам из Донбасса родом. У меня долгие годы под землей прошли. И коногоном я был, и крепильщиком, и забойщиком вместе с братьями — Семеном и Дмитрием. Все трое под землей трудились, а теперь все трое за эту землю воюем. Такая уже судьба у нашего семейства вышла.
Я хочу рассказать, как мы вчетвером — Беликов, Самойлов, Алейников и я — с немецкими танками сражались.
Утро было. Только мы у себя в окопчиках за кашу сели, как нам кричат:
«Танки!…»
Много их было. Я увидал, что много, и просто прямо ребятам сказал:
«Ну, что же, за Родину, за Сталина, за жену, за детей — бей по гвардейскому закону! Если пропадем, так все зараз, а выживем — тоже все...»
A огонь от них, прямо сказать, очень сильный был. Все они шли мимо нас, и из пушек и пулеметов смолили, так что наш окоп землей забрасывало, — в глазах темно... А мы ничего, — живые сидим. У нас окопы удобные были, подходящие...
...В это время на нас ихний самолет «Рама» пикировать стал... Потом «Рама» улетела, а танки все идут и идут... Ружье от стрельбы раскалилось, пришлось мне с себя пилотку снять и через пилотку за ружье браться, потому что иначе руку обжигаешь... И до того ружье раскалилось, что пришлось мне уже с Беликовым по очереди стрелять, через раз — то я, то он. Так и продолжалось у нас дело.
...Беликов мне из своего окопа кричит:
«Смотри, Болото, не промахивайся!»
А я и сам стараюсь: знаю, что нам промахиваться нельзя, потому что как раз промахнешься, так нам всем заодно конец света будет.
А танки все ближе к нам подходили, но мы их старались не допустить. А огонь от них все сильнее...
И я тут увидел, что Беликов от ружья оторвался и что-то на бумажке пишет. Я говорю ему:
«Что ты пишешь?»
Он говорит:
«Я боевой листок пишу: за всех нас четверых, что бьемся по-гвардейски и не отдадимся живыми. Пусть от нас память будет, может, наши придут и найдут»
К той минуте мы пятнадцать танков подбили. Они все перед нами в поле, в бурьяне, стояли. Часть — погоревшие, а часть так просто, — встали и ни с места. Уже смеркаться начинало, темнота пошла. Остальные танки, которые двигались начали вправо и влево заворачивать.
Так мы их атаку с твердым гвардейским духом отбили — и все четверо живые. Вот какой у нас бой был.
(Из выступления П. О. БОЛОТО на красноармейском митинге в Н-ской гвардейской дивизии)
ГВАРДЕЙЦЫ КРАСНОЙ АРМИИ! С ЧЕСТЬЮ НЕСИТЕ СЛАВНЫЕ ГВАРДЕЙСКИЕ ЗНАМЕНА!
ДА ЗДРАВСТВУЕТ СОВЕТСКАЯ ГВАРДИЯ!
(1942)