Найти тему

Кто спонсирует российских спортсменов?

Ежегодно издание Forbes публикует рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменов, основную часть доходов которых составляют выплаты по клубным контрактам или призовые. Но более интересующим фактором является монетизация маркетингового потенциала. В России издание Forbes представляет рейтинг звезд шоу-бизнеса и спорта моложе 40 лет. Все последние годы этот рейтинг возглавляли российские спортсмены – Мария Шарапова, Александр Овечкин, Хабиб Нурмагомедов. Рейтинг 2020 года не стал исключением. Боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов, а также хоккеисты Александр Овечкин и Артемий Панарин вошли в первую десятку самых успешных. На обложку номера попал теннисист Даниил Медведев. Рейтинг составлен на основании дохода звезды и ее популярности, которая зависит от упоминания в СМИ, социальных сетях, запросов в поисковиках и числа подписчиков в Instagram и YouTube.

Спонсорство спортсмена в настоящее время развилось в перспективное направление спортивного маркетинга наряду со спонсорством турниров, лиг, федераций и клубов. В западном спортивном маркетинге теория использования маркетингового потенциала звездного атлета давно нашла практическое применение. Рынок взаимодействия бизнеса и спортсмена исчисляется миллионами долларов. Предоставление имиджа и аудитории спортсмена в пользование брендам за определенное вознаграждение является общим трендом, в русле которого следуют и так называемые селебрити.

Хабиб Нурмагомедов - лицо российского дилера Toyota
Хабиб Нурмагомедов - лицо российского дилера Toyota

Наибольший балл набрал Нурмагомедов — 81,94. Его доход за год составил $16,5 млн., по числу подписчиков в Instagram и YouTube рекордное среди спортсменов – 20,4 млн. Второй среди спортсменов (в общем рейтинге – 4) - капитан «Вашингтон Кэпиталз» Александр Овечкин с показателем 51,69, он заработал $15,1 млн. Новичком рейтинга стал форвард «Нью-Йорк Рейнджерс» Артемий Панарин, который занял девятую строчку — самую высокую из пяти дебютантов — 36,56 балла и $13,2 млн.

Всего в рейтинг вошли 12 спортсменов:

1. Хабиб Нурмагомедов — 81,94. Его доход за год составил $16,5 млн. В спонсорском портфолио Нурмагомедова контракты с Reebok, Toyota, Gorilla (энергетик) и Alhadaya (масло черного тмина).

Александр Овечкин - мировое лицо Hublot
Александр Овечкин - мировое лицо Hublot

2. Капитан «Вашингтон Кэпиталз» Овечкин с показателем 51,69 занял четвертое место. Он заработал $15,1 млн. В 2019-м Овечкин подписал партнерские соглашения с часовым брендом Hublot и американской сетью супермаркетов Giant Food, а также снова появился в рекламе российской компании: хоккеист стал лицом ребрендинга «Промсвязьбанка» (теперь — «ПСБ»). Эксперты оценили сделку в сумму «около $1 млн.».

3. Новичком рейтинга стал форвард «Нью-Йорк Рейнджерс» Артемий Панарин, который занял девятую строчку — самую высокую из пяти дебютантов — 36,56 балла и $13,2 млн.

4. Даниил Медведев, теннис. 31. $10,2 млн.;

Серия ярких побед Медведева и активность его агента Луика Мартина из влиятельной компании IMG (входит в холдинг Endeavor) обеспечили российскому теннисисту несколько статусных рекламных контрактов в 2019-м: с Lacoste, BMW, часовым брендом Bovet и банком Tinkoff.

5. Артем Дзюба, футбол. 28,95. $5,5 млн.;

6. Евгений Малкин, хоккей. 26,31. $9,1 млн.;

7. Сергей Ковалев, бокс. 19,15. $6,2 млн.;

Lavazza от Карена Хачанова
Lavazza от Карена Хачанова

8. Карен Хачанов, теннис. 17,67. $5,6 млн.

Интересы Хачанова представляет агентство StarWing: с начала 2019-го спонсорское портфолио игрока пополнили Rolex, Mercedes-Benz, ВТБ и Lavazza.

9. Мария Шарапова, теннис. 17,08. $4,2 млн.

Благодаря щедрым рекламным контрактам с мировыми брендами (Nike, Evian, Porsche, Tag Heuer и другими) Мария Шарапова 11 лет, с 2005-го по 2015-й, возглавляла список самых высокооплачиваемых спортсменок мира, на пике карьеры зарабатывая на спонсорских сделках по $20+ млн. в год. Попрощавшись с турнирами, спортсменка сохранила статус селебрити мирового уровня и интерес спонсоров. У Марии 26,6 млн. подписчиков в соцсетях, где она грамотно чередует рекламные интеграции, реплики на повестку дня и личные сообщения.

10. Федор Смолов, футбол. 14,98. $3,7 млн.

На волне интереса к домашнему чемпионату мира Смолов стал самым коммерчески успешным российским футболистом: бренды оценили его яркую внешность и грамотную активность в соцсетях. В декабре 2017-го стартовало партнерство с Gillette, в феврале 2018-го — с Beats by Dre, в мае-2018 на ТВ вышел ролик банка «Тинькофф» с участием Федора. Кроме того, у игрока личный контракт с экипировщиком Nike.

Алина Загитова посол компании Puma
Алина Загитова посол компании Puma

11. Алина Загитова, фигурное катание. 13,95. $1,1 млн.

Загитова — мировая звезда, ее популярность отлично конвертируется в сотрудничество с большими брендами. Летом 2018-го Алина стала послом косметической марки Shiseido, а в феврале 2019-го — экипировочной компании Puma. Летом 2019-го Загитова продлила контракт с японским производителем матрасов Airweave, а осенью приняла участие в промокампаниях «Аэрофлота» и Aqua Minerale.

Александр Головин рекламирует Gillette в России
Александр Головин рекламирует Gillette в России

12. Александр Головин, футбол. 13,72. $3,5 млн.

У Головина больше 500 000 подписчиков в Instagram, где регулярно появляются рекламные активации с партнерскими брендами — Nike и Gillette.

Спортсменов, занимающих высокие места рейтинга, объединяют три фактора - высокие спортивные результаты, яркие личностные качества и грамотное управление маркетинговым потенциалом. Все вместе они позволяют спортсмену увеличивать стоимость своего имени и имиджа. Но даже данный рейтинг показывает, что не все российские спортивные звезды вкладываются во все три составляющие. Если первая – спортивный результат, необходимость, то с яркими личностными качествами и грамотным управлением маркетинговым потенциалом есть проблемы. Не все спортсмены их рейтинга Forbes этого года имеют большие аудитории и спонсоров. А это большие зоны роста для самих спортсменов и для всего рынка селебрити в спорте.

Лайки, комментарии и подписки на канал - приветствуются!