Ежегодно издание Forbes публикует рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменов, основную часть доходов которых составляют выплаты по клубным контрактам или призовые. Но более интересующим фактором является монетизация маркетингового потенциала. В России издание Forbes представляет рейтинг звезд шоу-бизнеса и спорта моложе 40 лет. Все последние годы этот рейтинг возглавляли российские спортсмены – Мария Шарапова, Александр Овечкин, Хабиб Нурмагомедов. Рейтинг 2020 года не стал исключением. Боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов, а также хоккеисты Александр Овечкин и Артемий Панарин вошли в первую десятку самых успешных. На обложку номера попал теннисист Даниил Медведев. Рейтинг составлен на основании дохода звезды и ее популярности, которая зависит от упоминания в СМИ, социальных сетях, запросов в поисковиках и числа подписчиков в Instagram и YouTube.
Спонсорство спортсмена в настоящее время развилось в перспективное направление спортивного маркетинга наряду со спонсорством турниров, лиг, федераций и клубов. В западном спортивном маркетинге теория использования маркетингового потенциала звездного атлета давно нашла практическое применение. Рынок взаимодействия бизнеса и спортсмена исчисляется миллионами долларов. Предоставление имиджа и аудитории спортсмена в пользование брендам за определенное вознаграждение является общим трендом, в русле которого следуют и так называемые селебрити.
Наибольший балл набрал Нурмагомедов — 81,94. Его доход за год составил $16,5 млн., по числу подписчиков в Instagram и YouTube рекордное среди спортсменов – 20,4 млн. Второй среди спортсменов (в общем рейтинге – 4) - капитан «Вашингтон Кэпиталз» Александр Овечкин с показателем 51,69, он заработал $15,1 млн. Новичком рейтинга стал форвард «Нью-Йорк Рейнджерс» Артемий Панарин, который занял девятую строчку — самую высокую из пяти дебютантов — 36,56 балла и $13,2 млн.
Всего в рейтинг вошли 12 спортсменов:
1. Хабиб Нурмагомедов — 81,94. Его доход за год составил $16,5 млн. В спонсорском портфолио Нурмагомедова контракты с Reebok, Toyota, Gorilla (энергетик) и Alhadaya (масло черного тмина).
2. Капитан «Вашингтон Кэпиталз» Овечкин с показателем 51,69 занял четвертое место. Он заработал $15,1 млн. В 2019-м Овечкин подписал партнерские соглашения с часовым брендом Hublot и американской сетью супермаркетов Giant Food, а также снова появился в рекламе российской компании: хоккеист стал лицом ребрендинга «Промсвязьбанка» (теперь — «ПСБ»). Эксперты оценили сделку в сумму «около $1 млн.».
3. Новичком рейтинга стал форвард «Нью-Йорк Рейнджерс» Артемий Панарин, который занял девятую строчку — самую высокую из пяти дебютантов — 36,56 балла и $13,2 млн.
4. Даниил Медведев, теннис. 31. $10,2 млн.;
Серия ярких побед Медведева и активность его агента Луика Мартина из влиятельной компании IMG (входит в холдинг Endeavor) обеспечили российскому теннисисту несколько статусных рекламных контрактов в 2019-м: с Lacoste, BMW, часовым брендом Bovet и банком Tinkoff.
5. Артем Дзюба, футбол. 28,95. $5,5 млн.;
6. Евгений Малкин, хоккей. 26,31. $9,1 млн.;
7. Сергей Ковалев, бокс. 19,15. $6,2 млн.;
8. Карен Хачанов, теннис. 17,67. $5,6 млн.
Интересы Хачанова представляет агентство StarWing: с начала 2019-го спонсорское портфолио игрока пополнили Rolex, Mercedes-Benz, ВТБ и Lavazza.
9. Мария Шарапова, теннис. 17,08. $4,2 млн.
Благодаря щедрым рекламным контрактам с мировыми брендами (Nike, Evian, Porsche, Tag Heuer и другими) Мария Шарапова 11 лет, с 2005-го по 2015-й, возглавляла список самых высокооплачиваемых спортсменок мира, на пике карьеры зарабатывая на спонсорских сделках по $20+ млн. в год. Попрощавшись с турнирами, спортсменка сохранила статус селебрити мирового уровня и интерес спонсоров. У Марии 26,6 млн. подписчиков в соцсетях, где она грамотно чередует рекламные интеграции, реплики на повестку дня и личные сообщения.
10. Федор Смолов, футбол. 14,98. $3,7 млн.
На волне интереса к домашнему чемпионату мира Смолов стал самым коммерчески успешным российским футболистом: бренды оценили его яркую внешность и грамотную активность в соцсетях. В декабре 2017-го стартовало партнерство с Gillette, в феврале 2018-го — с Beats by Dre, в мае-2018 на ТВ вышел ролик банка «Тинькофф» с участием Федора. Кроме того, у игрока личный контракт с экипировщиком Nike.
11. Алина Загитова, фигурное катание. 13,95. $1,1 млн.
Загитова — мировая звезда, ее популярность отлично конвертируется в сотрудничество с большими брендами. Летом 2018-го Алина стала послом косметической марки Shiseido, а в феврале 2019-го — экипировочной компании Puma. Летом 2019-го Загитова продлила контракт с японским производителем матрасов Airweave, а осенью приняла участие в промокампаниях «Аэрофлота» и Aqua Minerale.
12. Александр Головин, футбол. 13,72. $3,5 млн.
У Головина больше 500 000 подписчиков в Instagram, где регулярно появляются рекламные активации с партнерскими брендами — Nike и Gillette.
Спортсменов, занимающих высокие места рейтинга, объединяют три фактора - высокие спортивные результаты, яркие личностные качества и грамотное управление маркетинговым потенциалом. Все вместе они позволяют спортсмену увеличивать стоимость своего имени и имиджа. Но даже данный рейтинг показывает, что не все российские спортивные звезды вкладываются во все три составляющие. Если первая – спортивный результат, необходимость, то с яркими личностными качествами и грамотным управлением маркетинговым потенциалом есть проблемы. Не все спортсмены их рейтинга Forbes этого года имеют большие аудитории и спонсоров. А это большие зоны роста для самих спортсменов и для всего рынка селебрити в спорте.
Лайки, комментарии и подписки на канал - приветствуются!