Ропша – утопающий в зелени заброшенного парка поселок сельского типа в 50-ти км к юго-западу от Санкт-Петербурга. Поселение располагается в Ломоносовском районе Ленинградской области, в северной части Ижорской возвышенности, на Ропшинских высотах (120—130 м над уровнем моря). Через Ропшу протекает извилистая, порожистая речка Стрелка. Вода Стрелки сильно минерализована.
Богатые водоносные горизонты, пролегающие в толще известняковых пород, содержат жесткие пресные воды. В Ропше и ее окрестностях действуют гидрокарбонатные минеральные источники. Они и питают Стрелку.
Справка: Селение Ропша впервые упоминается в переписных книгах Водской Пятины (это единица административно-территориального деления Новгородской земли до XVIII века) за 1500 год, хотя основано было, вероятно, намного раньше. «В Кипеньском погосте великого князя села и деревни… селцо Храпша». Поселение в этом документе упоминается наряду с деревнями Кипень, Михайловское, Глядино.
Жемчужиной этого крохотного населённого пункта, стала резиденция Петра I, который облюбовал эти места для обустройства минерального курорта. Он поставил усадьбу на Княжьей горе у источника с минеральной водой – Иордань.
В таком виде усадьба попала в руки Федору Ромодановскому – сподвижнику государя. После кончины хозяина имение унаследовал его сын Иван, который передал усадьбу во владение дочери Екатерине, супруге Михаила Головкина. При Головкиных Ропша приобрела каменные строения.
В 1742 году, Головкин был арестован и отправлен в ссылку, за измену и попытку свергнуть с престола Елизавету Петровну. Ропша отошла в государственную казну.
В последующие годы туда не раз приезжала Елизавета Петровна на охоту. Места приглянулись императрице, и она велела возвести в Ропше превосходный дворец. Проект создал Бартоломео Растрелли. Вместе с дворцом в 1750 годы в имении обустроили сады.
Императрица пожаловала великолепную усадьбу наследнику престола Петру Федоровичу, впоследствии он станет Петром III. С его именем связана одна из самых загадочных страниц истории Ропшинского дворца. В 1762 году после недолгого правления император погиб в этой резиденции при невыясненных обстоятельствах.
По официальной версии, юный император скончался из-за болезни. А вот по неофициальным данным, Петра III могли убить. В содеянном подозревали Алексея Орлова – сподвижника Екатерины II. А усадьба после смерти Петра III досталась Григорию Орлову, который не сильно любил это место. На время Ропша была заброшена.
Следующим хозяином стал придворный ювелир Иван Лазарев. При нем имение зацвело, значительные преобразования коснулись парков, водоемов. Усадебные сооружения реконструировали. В 1801 году Лазарев продал имение Павлу I. Весь XIX век Ропша оставалась во владении императорской семьи. В начале XX века на летний отдых туда приезжал и Николай II с семьей.
За советское время усадьба изрядно пострадала. Уже после войны дворец, где впоследствии располагалась летная войсковая часть, была полностью восстановлен. Для усадьбы начался отрезок «достойной жизни». Во дворце находился штаб. По воспоминаниям свидетелей, в те времена ансамбль пребывал в отличном состоянии. В конце 1970-х военные покинули резиденцию.
Дворец ветшал, но в середине 1980-х появился сомнительный шанс его спасти. Имущество передали на баланс Ломоносовской птицефабрике, новые хозяева планировали построить санаторий на 500 птичниц. Реставрацию прервал пожар в начале 1990-х.
С тех пор вот уже три десятилетия дворец разрушается. Давно рухнули крыша, перекрытия и частично стены. Парк загрязнился и зарос. В 2013 году дворцово-парковый ансамбль был передан на баланс музею-заповеднику «Петергоф». Двумя годами позднее обрушился центральный дворцовый портик с колоннами.
По плану музейщиков, дворец будет полностью восстановлен. ГМЗ «Петергоф» провел противоаварийные работы, однако на масштабную реставрацию средств не нашлось. Сегодня, Ропшинский дворец охраняет забор и табличка с надписью, подходить к строению - опасно для жизни.