Средства массовой информации пестрят заголовками: «После пандемии мы проснемся в новом мире». «Мир реальный замещается миром виртуальным». «Цифровизация планеты началась». «Трансгуманисты меняют реальность».
Что это? Результат растерянности современной интеллигенции? Предчувствие глобальных перемен? Вербализованные ожидания заскучавшего от благополучия среднего класса? Трудно определить однозначно. Да и анализировать глобальные процессы – не задача этой статьи.
Нас интересует, как изменится система образования – самая консервативная из социальных институтов. Она в силу своей миссии – хранить культуру человечества и передавать ее новым поколениям – вынуждена быть консервативной. Но в какой мере она сегодня может это себе позволить?
Дистанционный вызов
До начала массового дистанционного обучения большинство родителей мало интересовались, чему и как учат в современной школе. Уроки он-лайн многим открыли глаза. И объясняют учителя теперь не так, да и учат не тому, чему учили родителей!
Действительно, за последние года сменилась образовательная парадигма. Мы с вами учились в академической, а сегодняшним ученикам досталась компетентностная (практическая). То есть, мы получали больше теоретических знаний, чем практических. А теперь наоборот.
Зачем учиться в школе?
Кроме знаний и компетенций, детям необходима социализация среди сверстников. Им элементарно нужно учиться строить отношения, договариваться и уступать, понимать свои возможности и ограничения, на кого-то равняться, а общения с кем-то опасаться.
Практические знания психологии общения закладываются в школе, и уже к подростковому возрасту понятно, кто неформальный лидер, а кто изгой. Кто доверчивый простачок, а кто хитрая лиса. Среди одноклассников у детей вырабатываются первые стратегии поведения в различных ситуациях. И понимание того, что не все тебя любят безусловно, также приходит в школьные годы.
А еще, в период школьного обучения создается та самая познавательная мотивация, которая гонит человека в течение всей жизни к новым знаниям, превращает мир в открытую книгу, которую хочется читать на одном дыхании.
Или не создается. И мир сжимается до маленького омута житейских проблем, пресловутой бытовухи, которая разрушила не одну некогда счастливую семью.
Кто готов к дистанционному обучению?
Во все времена были дети, которые много и с удовольствием учились сами. Они рано и непонятно по какой методике овладевали счетом и чтением. Не засыпали без книжки. С фонарем под одеялом путешествовали вместе с героями приключенческих романов. Рано понимали, какое дело станет главным в их жизни. Всегда в курсе всех новинок и открытий. Информационные ресурсы для них источник знаний и душевного трепета. Это дети с высоким уровнем обучаемости.
Для них скучная Марь Иванна, застрявшая в прошлом веке – источник раздражения и символ регресса. Став взрослыми, они в любом возрасте готовы учиться и переучиваться.
Для таких детей возможно семейное обучение. Сегодня достаточно образовательных ресурсов, где ребенку и расскажут, и покажут лучше, чем реальная учительница, которое свое образование закончила двадцать лет назад. Достаточно и педагогов, которые проводят уроки так, что их присутствия рядом совсем необязательно.
А что, если провести федеральный конкурс, собрать лучших онлайн педагогов на всероссийской образовательной онлайн платформе и предоставить родителям вместе с ребенком выбрать, у кого учиться?
В реальной школе, к которой ученик будет прикреплен, нужны педагоги-тьюторы. Вместе с учителями, которых выбрал ребенок, они составят индивидуальную программу, сориентируют в информационном хаосе, поставят границы дозволенного и вовремя снимут нимф, время от время проводя шоковую терапию трудно выполнимым заданием.
А как же социализация?
Для социализации детям с высоким уровнем обучаемости нужны интересные детские сообщества в дополнительном образовании. Не флэшмобы в социальных сетях, не разовые акции, а именно, детское сообщество, в котором воспитывают и социализируют. Там они встретят увлеченным своих делом взрослых, которые подарят мечту и средства ее достижения.
Свободный график обучения заполнит детьми пустующие в первой половине дня кабинеты организаций дополнительного образования, А после обеда сюда придут те, кто утром занимался в школе.
Вот и перевели уже полкласса на дистанционное образование, выполнив требование Роспотребнадзора о наполняемости класса не более 15 человек.
Кому сегодня нужен реальный учитель?
Но есть в любом классе детки, которые чахнут без внимания учителя. Им нужны его прикосновения, шептание на ушко, поглаживания по голове. Они чутко реагируют на его внимательные, тревожные или восторженные, а иногда и укоряющие взгляды. У них низкий уровень обучаемости. Таким ученикам важно чувствовать моменты, когда учитель объясняет лично им. Для этого они готовы шалить и буянить, делать вид, что ничего не понимают – лишь бы привлечь внимание такого значимого для них человека – Учителя.
Этим детям дистанционка вредна и опасна: вырастут потерянные люди в чужом для них информационном мире. В мире, где им будут доступны только сайты развлечений и социальные сети. Учителям нужно быть рядом с ними в течение всех школьных лет, раскрывая их потенциал и ориентируя в выборе возможностей для его реализации.
Что нас ждет в сентябре?
Мир меняется. Футурологи прогнозируют: к 2050 году останется незначительная прослойка интеллектуалов и вырастет армия потребителей, с минимальными образовательными запросами. В прежних поколениях их ждала низкоквалифицированная работа. В будущем с ней намного эффективнее справятся роботы. Чем займется армия людей, не наученная учиться и переучиваться?
Усилит ли предложенная в этой статье модель расслоение общества? Да, если детей, принятых на офф-лайн обучения будут учить так, как сейчас. Но если новая модель позволит максимально развить их задатки, сформировать способности и познавательную мотивацию, помочь найти свой путь в этом мире, то вряд ли во взрослом возрасте способ освоения знаний будет сказывается на жизненном успехе.
Пандемия и вынужденное дистанционное обучение только приблизила к каждой семье, к каждому педагогу цивилизационные вызовы. И никто не начнет новый учебный год прежним. Ни дети, ни учителя.
Сегодня система образования должна измениться, чтобы найти для каждого ребенка наиболее оптимальный вариант обучения. Важно научить детей меняться вместе со стремительно меняющимся и непредсказуемым миром. Переучиваться нужно будет и педагогам. Чтобы не навредить тем, ради кого они выбрали эту профессию.