«Детектив Буллитт» наносит ответный удар
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, мы уже не раз говорили и повторимся - классический нуар «умер» в 1959 году с фильмом «Ставки на завтра», а «воскрес» в форме «нео-нуара» в 1967-1968 годах. Причем, очень сложно сказать, какая именно кинолента обозначала пограничье нео-нуара, ибо таких было несколько
Если быть предельно точным, то было пять лент, ставших отправной точкой нео-нуара. «Выстрел в упор» (1967), «Марлоу» (1968), «Тони Роум» (1967), «Детектив Буллитт»(1968), «Бонни и Клайд» (1967). При этом «Детектив Буллитт» дал начало «городскому вестерну» (или иначе говоря, «полицейскому триллеру»), и «Бонни и Клайд» - «гангстерскому кино».
Сегодня мы будем говорить именно о «Детектив Буллитте», который во многом стал основой и базой для упомянутого выше «городского вестерна»: от «Грязного Гарри» и «Французского связного» до «Кобры» и «Полицейского по найму». Нередко в отношении «городского вестерна» употребляются термины «полицейский боевик» или «полицейский триллер», что не совсем правильно, так как в некоторых случаях нет характерного для боевика активизма, а в других - присущих для триллеров мрачных загадок
Термин же «городской вестерн» родился случайно и стал заслугой Стива Маккуина, который многим было памятен не столько достижениями в гонках, сколько ролью Вина Таннера в «Великолепной семерке» (1960). Опять же в этом великолепном вестерне одну из главных ролей сыграл Роберт Вон (вспоминайте невротичного Ли), который в «Детективе Буллите» предстал в образе коварного политика Чалмерса
Собственно сюжет «Детектива Буллита» незамысловат. Указанного детектива (Маккуин) просят обеспечить охрану важного свидетеля, который должен дать показания против чикагской мафии. Но что-то пошло «не так». В итоге свидетель гибнет, а «одного из парней» детектива серьезного подстрелили. Оставшуюся часть фильма невозмутимый как «Форд Мустанг» детектив пытается разобраться, что же произошло
Ему плевать на давление политиков и полицейского начальства. Истина для него важна сама по себе. Главное отличие от классического нуара в данном случае кроется в том, что «не в меру» принципиальным является коп, а не частное лицо. При этом собственно полиция не поголовна коррумпирована.
Хотя главный герой, конечно же, не обладает идеальным характером Он готов пойти (если надо) против системы и является по сути своей маргиналом. Недаром одна из героинь восклицает, адресуясь у Буллитту: «Ты же обитаешь в мусорке!» - подразумевая вовсе не его квартиру, а внутреннее состояние детектива.
Ну и опять же нельзя не упомянуть то, что во всех первых нео-нуарах заметно больше действия, нежели в материнском мрачном жанре. По этой причине где-то посередине расследования должна быть а) погоня б) «смачная перестрелка». Погоня в «Детективе Буллите» удалась на славу. Недаром её внимали почти месяц (!!!), то есть больше, чем собственно весь фильм.
Кроме этого сама сцена погони многими рассматривалась как своего рода реклама «Форда Мустанг». И ещё интересный факт - изрядно покореженные машины должны были по окончании съемок списать в утиль, но фильм был настолько популярным, что автомобили выкупили и они стали своего рода «коллекционными авто».
Что же касается лично нас, то наиболее интересной представляется сцена преследования в коридорах больницы, которая лучше всего передает ощущение мрачной неуверенности (как-никак, речь идет о воскрешении нуара). Здание, превращенное и темный и опасный для жизни лабиринт – это как раз одна из особенной «черного» мета-жанра. Никогда нельзя угадать, где скрывается опасность. А поэтому темный лабиринт (как нуар) может считаться своего рода «антагонистом» стремительных гонок по прямой, хотя в рамках фильма «Детектив Буллитт» эта два элемента органично соединены.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»