Принято считать, что автоматы заряжания в танках - это советское ноу-хау, свойственное лишь бронемашинам советской школы. На самом деле это не совсем так.
Первым танком с автоматической системой заряжания стал французский легкий танк AMX-13, созданный в 1952 году. В СССР же автоматы заряжания начали использовать только в Т-64, разработка которого началась лишь в 1960 году.
Всего существует 3 типа автоматов заряжания:
- Барабанный;
- Ленточный;
- Карусель.
Барабанный отличаются компактностью, простотой и надежностью. В общих чертах, работает это все по аналогии с барабаном револьвера. Но стоит отметить малую емкость барабана - в районе 6-8 выстрелов. К примеру, в вышеупомянутом AMX-13 имелось два барабана по 6 выстрелов. После их опустошения танку требовалось выйти из боя для снаряжения барабанов.
Ленточные автоматы заряжания сегодня используются в некоторых иностранных танках, в французском Леклерке, к примеру, и отечественных САУ.
Такой механизм представляет собой конвейер, расположенный перпендикулярно главной оси башни.
Карусель была использована в Т-64 и, затем, во всех последующих моделях отечественных танков.
Система представляет собой вращающиеся блоки, расположенные на полу башни танка.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: в Т-90 и Т-72 используется термин "автомат заряжания", а в Т-64 и Т-80 - "механизм заряжания".
В любом типе автоматов оператор имеет возможность выбрать какая ячейка будет подана следующей, то есть проблем с выбором типа снаряда нет. Правда, на это тратится время.
Наглядно действие отечественной автоматики продемонстрировано в 13-секундном ролике:
ЭТО ИНТЕРЕСНО: при разработке Т-64 были изготовлены опытные модели как с механизмом заряжания, так и без него - споры, что лучше: автоматика или заряжающий-человек тогда велись жаркие. Испытания показали, что в начале боя человек работает на 20-30% быстрее автомата. Но в затяжном бою, по мере роста усталости, скорость работы заряжающего снижается и уже автомат обеспечивает большую скорострельность.
Подпишитесь, пожалуйста, на канал и поставьте ваш большой палец вверх, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!