Подряд посмотрела два хоррора, вроде бы очень разные, но в них много общего. Основные герои - старшая сестра, младший брат и ведьма.
Но при всем при том есть и сходство, и солидная разница в финалах. И это понятно. Потому что первый фильм близок к реальности (несмотря на полное название) и отчасти базируется на ней. А второй - сказочка, а мы знаем, что у большинства сказок все-таки хороший конец, даже у страшных. Даже на новый лад. Иногда :)
**********************
Ведьма / Ведьма: Сказка Новой Англии
The VVitch: A New-England Folktale
2015, режиссер Роберт Эггерс
1630 год, Новая Англия. Семья переселенцев из Англии жила в пуританском поселке. Заметьте - истово верующая семья. Но их взгляды в чем-то разошлись с поселянами, и папа Уильям (Ральф Айнесон), мама Катерина (Кейт Дики) с четырьмя детьми вынуждены поселиться отдельно за окраиной, ближе к лесу.
Им трудно встать на ноги - кукуруза не уродилась, зато уродился пятый ребенок. Уповая на господа, они терпят и стараются выжить в постоянных молитвах и покаяниях. Но все летит к чертям после того, как пропадает младенец, прямо со двора, когда с ним играла старшая дочь Томасин (Аня Тейлор-Джой) и на секунду закрыла глаза.
Мать не спит неделями, отец нервничает, дети шалят. Двойняшки Иона и Мерси как с цепи сорвались - задирают и без того агрессивного черного козла, не слушаются старших.
Братик Калеб мучается пубертатом, сложившейся обстановкой и тревожится за семью. Томасин пытается не зацикливаться на своей вине, но ее обвиняют - сначала из шалостей, потом всерьез. Угораздило ее однажды притвориться ведьмой, чтоб малышей приструнить, и это обернулось против нее.
Постепенно вся семья вовлекается в это истошное мракобесие, а издали и изредка появляющаяся настоящая лесная ведьма этот процесс как будто контролирует.
Если бы не было в фильме каноничной ведьмы, нуждающейся в младенцах для своих черных целей, вполне можно было бы считать фильм относительно реалистичным.
- События и диалоги отчасти почерпнуты из реальных документов.
- Как целые общности людей заполучали истерично-религиозный психоз, в истории не раз описано.
- Кликушество истинно верующих можно наблюдать и теперь.
- Мракобесие - вовсе не обязательно что-то древнее, оно здесь и сейчас.
Оттого фильм не просто мрачен, а страшен.
И финал, когда оставшийся в живых человек выбирает путь, подсказанный всеми предыдущими событиями, не удивителен. Другим вариантом могли бы быть например сведенные с жизнью счеты, так что - считай, выбор был, выбор сделан.
**************************
Гретель и Гензель
Gretel & Hansel
2020, режиссер Оз Перкинс
Завязка почти каноничная, да собственно и сам сюжет близок к привычному, только детали зачастую многое меняют.
У большой девочки Гретель (София Лиллис) есть мама и младший брат Гензель (Сэмми Лики). У детей хорошие отношения, они весело трутся носами и хрюкают, но оказывается, что маме они стали не нужны. Слегка припугнув детей, мамочка высылает их со двора, даже не дав узелка с хлебушком и теплого платка.
Сильно оголодав по пути и попробовав мухоморов, дети натыкаются на красивенький домик, и через окошко можно углядеть накрытый стол.
В доме никого, но спустя время появляется радушная хозяйка, накормившая и уложившая деток в чистые кроватки.
У Гретель есть некоторый жизненный опыт, и она знает страшные сказки. И чувствует, что что-то тут не так. Пока Гензель наслаждается пристанищем, полным пирожков, она пытается сообразить, не придется ли расплачиваться за причиненное им добро, а также задумывается, откуда в доме берутся свежие продукты.
Ранее им встречался человек, указавший долгий путь к людям, которые, возможно, дадут детям приют и работу.
И она подумывает, не сорваться ли в путь, но Гензель нудит и балуется, а хозяйка потихоньку приобщает девочку к своим наукам, явно ведовским.
И встает вопрос - что важнее.
- Принять путь, который ей вот прямо сейчас доступен, но братик мешает, а давай его отошлем. И путь опять же не слишком простой, хотя бы в силу убеждений.
- Либо ослушаться хозяйку и сбежать - но кто знает, докуда простирается власть этой странной тетушки с черными пальцами?
И вот уже становится понятно, откуда тут ресурсы... И девочка понимает, что медлить нельзя.
Надо сказать, что знакомые по сказкам эпизоды очень интересно обыграны. Фильм очень красив, все эти лесные пейзажи, довольно футуристический домик, сны и превращения очень зрелищны и почти совершенны графически.
Сказка о девочке в розовом капоре, рассказанная в самом начале, проявляется вновь и вновь, и она тут неслучайна.
Мысль о том, что за все надо платить, и иногда эта плата становится непосильной, прошивает сюжет как рефрен.
При всей этой страшности выход находится, правда, платы он не отрицает. Но - некое добро в финале все-таки причиняется.
*************
По скриншотам видно, что второй фильм менее мрачен и более теплый по колориту. В нем больше надежды. Те, кто смотрел оба фильма, в курсе, что оба выбора, которые делают Томасин и Гретель, очень похожи по сути, но у Томасин это отчаяние и путь зла, а у Гретель это стремление принять свое предназначение, обратив его по возможности во благо.
Что думаете об этом? Какой фильм больше понравился?
Если не видели, то планируете?
Рассказывайте, подписывайтесь и приходите еще.
ps. скриншоты мои