Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Почтовый роман" (СССР, 1970): любовь лейтенанта Шмидта

Почтовый роман. СССР, 1970. Режиссер Евгений Матвеев. Сценарист Даниил Храбровицкий. Актеры: Александр Парра, Светлана Коркошко, Юрий Каюров, Анатолий Фалькович, Евгений Матвеев, Аркадий Гашинский, Антонина Максимова, Гурген Тонунц, Николай Граббе и др. 21,0 миллион зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Евгений Матвеев (1922-2003) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, 7 из которых («Судьба», «Любовь земная», «Особо важное задание», «Цыган», «Почтовый роман», «Победа», «Смертный враг») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

-3

Мелодрама о любви революционера Петра Шмидта (1867-1906) «Почтовый роман» пользовалась успехом у публики, да и советская кинопресса в общем-то хвалила за идейную выдержанность и важность темы.

-4

К примеру, статья литературного и театрального критика Николая Громова (1918-1976) в журнале «Искусство кино» подчеркивала, что «Почтовый роман» отличает «глубокая взволнованность романтической интонации, искренняя, не отрывающаяся от действительности поэтизация подвига во имя революции и во имя любви, темпераментность, изобразительная сила. Фильм, воссоздающий наше прошлое — дни русской революции 1905 года и первые годы существования Советского государства, — обращен к настоящему и лучшими своими сценами взывает к нашей молодежи, к внукам и правнукам участников былых событий, помогает воспитанию благородных чувств, преданности идеалу, верности. Яркая, приподнятая манера, в которой сознательно решена картина, вполне отвечает идейно-художественному замыслу, выражает революционный пафос эпохи и душевные порывы главного героя. Дух и стиль фильма органично взаимосвязаны. Щедрые на выдумку режиссер и оператор имели опорой невыдуманную жизнь. Романтична легендарная, знакомая нам с детства фигура лейтенанта Шмидта. Его героическая судьба, его поразительный подвиг, его смерть, всколыхнувшая всю Россию,— это поистине революционная поэма. … Фильм «Почтовый роман» поэтически утверждает бессмертие подвига, величие дела служения Революции, народу. Величие большой любви. Такое, повторяю, не часто сочетается в наших фильмах» (Громов, 1970: 17, 22). Громов Н. О революции и любви… // Искусство кино. № 7. С. 17-22.

-5

Правда, в последней части своей статьи Н. Громов не смог удержаться от критического замечания в адрес чужеродного, как ему показалось, ввода в сюжет Ленина и Дзержинского: «решение этой лишней в фильме сцены — и сценарное, и режиссерское, и актерское,— к великому огорчению, оставляет желать лучшего. Мы не заметили ничего нового и необходимого картине в раскрытии образа Владимира Ильича талантливым Ю. Каюровым. Актер произносит монолог, поучает собеседника, который почему-то заявил, что «любовь расслабляет»,— при этом образ, созданный Ю. Каюровым, становится назидательным и иллюстративным. А. Фалькович вынужден рисовать Феликса Эдмундовича, необычайно чуткого, умевшего чувствовать тончайшие движения человеческой души, «ортодоксальным сухарем», по выражению его старшего собеседника... Досадное чувство вызывает эта сцена» (Громов, 1970: 21). Громов Н. О революции и любви… // Искусство кино. № 7. С. 17-22.

-6

Сегодняшние зрители относятся к «Почтовому роману» неоднозначно: «Очень люблю Евгения Матвеева и как актера, и как режиссера. Любовь - это его любимая тема. Но не все его работы мне нравятся… Этот фильм, да и сюжет тоже, не произвели на меня таких сильных впечатлений, как на других зрителей. … сюжет меня не заинтересовал» (М. Новикова).

А каковы Ваши мнения о «Почтовом романе», уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020