Найти тему
"Атмосфера"

Знаменское-Губайлово: литературная усадьба в центре Красногорска

Старинная усадьба под Красногорском известна всем, кто интересуется русской литературой и, в особенности, тем периодом, который принято называть Серебряным веком. Здесь часто гостили поэты Валерий Брюсов и Андрей Белый, а крестный отец символизма Константин Бальмонт запомнился местным крестьянам по курьезному эпизоду: впавшего в священный экстаз поэта пришлось снимать с верхушки сосны. Однако, давайте сперва припадем к истокам и разберемся в долгой усадебной истории.

Знаменское-Губайлово находится фактически в центре Красногорска, неподалеку от городского парка культуры и отдыха и сквера “Ивановские пруды”. Сам Красногорск - город молодой и даже молодежный, а вот история усадьбы - куда древнее. Свое начало она берет в XVII веке, когда царь Михаил Федорович Романов пожаловал пустошь Губайлово своему боярину Семену Васильевичу Волынскому. Его племянник - Иван Фёдорович Волынский - основал здесь свою загородную резиденцию и в 1683 году заложил небольшую каменную церковь Знамения Богородицы, сочетавшую редкие для своей эпохи архитектурные элементы. Вторую часть имени усадьбе дала небольшая деревня Губайлово, располагавшаяся поблизости.

Расцвет усадьбы пришелся на время, когда правнучка Ивана Фёдоровича Анастасия Волынская вышла замуж за князя Василия Михайловича Долгорукова. В российской истории он известен также как Долгоруков-Крымский - титул был пожалован ему Екатериной Великой за присоединение Крыма к России. В усадьбе, кстати, бывала и сама императрица - она останавливалась здесь во время поездки в Новый Иерусалим на коронационные торжества, а также заезжала вместе с цесаревичем Павлом на освящение новой Знаменской церкви. Прежняя церковь простояла тут до 1771 года.

Портрет В. М. Долгорукова-Крымского работы Александра Рослина (1776)
Портрет В. М. Долгорукова-Крымского работы Александра Рослина (1776)

Сам Василий Михайлович в качестве приданого получил еще одну усадьбу - Волынщину-Полуэктово, которая находится в нынешнем Рузском районе. Про нее у нас будет отдельный рассказ, а пока мы лишь коснемся личности генерал-аншефа и московского главнокомандующего (это назначение Долгоруков-Крымский получил в апреле 1780 года). По нынешним временам, герой русско-турецкой войны наверняка бы получил еще и статус “эффективного менеджера” - столь активно он работал на благо Москвы. Запомнился Василий Михайлович многим - и введением театральной цензуры (в только что отстроенном Петровском театре, по его мнению, ставились “вредные и соблазнительные сочинения”), и очисткой речки Неглинной и постройкой первого каменного моста через Яузу. Занимался московский главнокомандующий и административными вопросами - подбирал “достойных людей в поведении” для чиновничьей работы в присутственных местах.

Жил князь в своей загородной резиденции в селе Васильевском, что возле Воробьевых гор. Умер этот достойный человек в конце января 1782 года, незадолго до присоединения Крыма к Российской империи. Похоронен князь в церкви имения Волынщина. Поэт Юрий Нелединский-Мелецкий на смерть графа откликнулся следующими строчками: “Прохожий, не дивись, что пышный мавзолей / Не зришь над прахом ты его; / Бывают оною покрыты и злодеи; / Для добродетели нет славы от того! / Пусть гордость тленные гробницы созидает, / По Долгорукове ж Москва рыдает”. В той же в церкви Трех Святителей была похоронена и супруга князя. Анастасия Васильевна пережила мужа на 23 года.

Имением какое-то время владел младший сын знаменитого полководца - Василий Васильевич Долгорукий. Именно при Долгоруковых, которые владели Знаменским-Губайловым почти сто лет, и сформировался усадебно-парковый комплекс. До наших дней дошли главный усадебный дом, два флигеля, здание конного двора. Хорошо сохранились деревья регулярного и пейзажного парков. Усадьбой потомки великого рода владели до 1836 года, затем она сменила ряд владельцев. При последних - Поляковых - Знаменское-Губайлово и приобрело статус “литературной” усадьбы.

Сергей Поляков был несколько нетипичным представителем своего века. Сын купца Третьей гильдии закончил московскую гимназию с золотой медалью, а затем поступил на физико-математический факультет Московского университета. При этом Сергей Александрович слушал отдельные лекции на историко-филологическом факультете, посещал курсы по литературе и изучал иностранные языки. По словам Владислава Ходасевича, Поляков “говорил и читал на множестве языков, европейских и азиатских, которые усваивал с одинаковой легкостью”. Начав, по настоянию отца, работу в Товариществе Знаменской мануфактуры, в 1890-х годах Поляков знакомится с поэтическим цветом того времени и решает открыть собственное издательство.

Обложка сборника Николая Гумилёва "Жемчуга", М.: Издательство "Скорпион", 1910 г.
Обложка сборника Николая Гумилёва "Жемчуга", М.: Издательство "Скорпион", 1910 г.

“Декадентский батька”, как называли его современники, по словам того же Ходасевича “не имел к поэзии никакого отношения, но почувствовал, угадал, что этим людям, преследуемым насмешками и улюлюканием обывательщины, принадлежит ближайшее литературное будущее”. Издательство “Скорпион” Поляков основал в 1899 году, вложив в него фактически все свое состояние. Издавал “Скорпион” ультра-модные журнал и альманах - “Весы” “Северные цветы”, в которых печатались Михаил Кузмин и Иван Бунин, Вячеслав Иванов и Зинаида Гиппиус. Сам Поляков переводил романы Кнута Гамсуна и собирал в своем имении всех прогрессивных литераторов того времени.

Можно только представлять, какие вечеринки тут гремели. По одной из легенд, поэт Константин Бальмонт, известный своей страстью к горячительным напиткам, залез в Знаменском на огромную сосну, намереваясь прочесть оттуда стихи. Прочел он их или нет - история умалчивает, но вот спуститься вниз самостоятельно поэт уже не смог, пришлось звать на помощь крестьян из местных деревень, которые и помогли Бальмонту вновь обрести твердую почву под ногами.

Поэт Константин Бальмонт на сосне - неофициальный символ усадьбы
Поэт Константин Бальмонт на сосне - неофициальный символ усадьбы

Дерево, на которое взобрался бесстрашный символист - сосна Веймутова - дожило бы и до наших дней, но упало во время урагана 2017 года, так что его пришлось распилить. Однако ничто на земле, как сказал уже другой поэт, не проходит бесследно. В 2019 году дендролог Роман Назаров (кстати, любитель творчества Бальмонта) вырастил из семян той самой сосны новые деревья - два из них высажены возле флигеля усадебного парка, а еще три - недалеко от места, где росла “бальмонтовская” сосна.

Усадьба неплохо пережила советские годы: с 2014 года в западном флигеле усадьбы размещается Культурно-выставочный комплекс, в залах которого работают постоянные экспозиции, устраиваются авторские художественные выставки и проводятся литературно-музыкальные гостиные, на которых, наверняка, звучат стихи поэтов, гремевших тут в начале прошлого века.

Автор материала - Елена Синицына. Фото: фотобанк Московской области, Сергей Калугин. Оригинал статьи на сайте: https://www.i-podmoskovie.ru/history/znamenskoe-gubaylovo-literaturnaya-usadba-v-tsentre-krasnogorska/