«Религия - опиум для народа» - однажды заявил немецкий философ Карл Маркс. Но чёрт с ней с религией, точнее, не чёрт, а Бог, а я считаю, что настоящий «опиум для народа» - это реклама. Да, самая обыкновенная телевизионная реклама, во время которой вам описывают лучшие качества предлагаемого продукта, показывают его со всех сторон, убеждая вас, что это — именно то, что вам сейчас нужно, да-да, бегите и покупайте! И вы покупаете, а потом оказывается, что на деле-то вам впарили абсолютно ненужную и дорогую вещь, которая не имеет и половины из тех достоинств, о которых говорили в рекламе… И вам грустно.
Но бывают и моменты, когда вы можете не поддаться на рекламные трюки. Это бывает, когда реклама — фуфло. Или когда в ней снимается Горбачёв. Или всё вместе. Тема эта достаточно баянистая, но я плотно погряз в рекламе 90-х, так что не мог пройти мимо.
Итак, на дворе 1996 год. Бывший генсек, а затем и президент СССР отчаянно борется за существование и даже пытается участвовать в политической жизни новой России — недавно он сходил на президентские выборы и даже набрал там пятьдесят одну сотую процента голосов. Несмотря на поражение, он имеет звание президента — президента «Горбачёв-фонда». Денег отчаянно не хватает — даже назначенная Ельциным ежемесячная материальная поддержка в размере 40 минимальных пенсий из-за гиперинфляции растаяла и обратилась в ничто: эта сумма была эквивалентна двум долларам.
Вскоре после выборов Михаил Сергеевич начинает переговоры с компанией «Пицца Хат». Американцы хотели снять что-то необычное, поражающее воображение. Горбачёву щедро заплатили за это — по оценке журнала Foreign Policy, на 2019 год эта сумма примерно равна миллиону долларов.
Но бывший президент был не так прост. Даже работая за деньги, он диктовал свои условия. За ним оставалось право утверждения сценария, а также он наотрез отказался в кадре есть пиццу, говорил «Я бывший глава государства. Есть пиццу я не смогу». Его долго уговаривали, но даже смогли найти компромисс. И сейчас вы узнаете, какой.
Для тех, кому лень читать, можете посмотреть видео, я прикрепил ниже. Реклама поистине впечатляет — не просто так известнейший журнал Time включил её в список десяти… самых позорных рекламных акций с участием знаменитостей.
Всё начинается, конечно же, с Красной площади. Выпало много снега, и по этому снегу в сторону Собора Василия Блаженного с зонтиком и девушкой в красном пальто бредёт Михаил Сергеевич. Навстречу им идёт преклонных лет бабушка. Поравнявшись с бывшим генсеком, она оборачивается и узнаёт его. Горбачёв, впрочем, как ни в чём не бывало, приводит девушку в ресторан Пиццы Хат и садится с ней за стол.
За соседним столом сидит компания людей, увлечённо поедающих пиццу. Среди них находится мужчина средних лет, дети, молодой юноша и старенькая бабушка. Мужчина тут же показывает на соседний стол и с нажимом говорит «Это Горбачёв!». Вся компания оборачивается на Михаила Сергеевича, который накладывающего пиццу девушке и жестом предлагает ей попробовать. Юноша соглашается: «Это Горбачёв!».
- Это из-за него у нас в экономике борьба! - продолжает наседать мужчина.
- Благодаря ему у нас новые возможности — не соглашается молодой человек.
- Это из-за него у нас политическая нестабильность!
- Да благодаря ему у нас свобода!
- Полный хаос!
- Перспективы!
- Политическая нестабильность!
И, видя, что мужчина уже начал повторяться, бабушка решает разрулить начавшийся срач и авторитетно заявляет:
- Да благодаря ему у нас есть Пицца Хат!
Оппоненты немедленно соглашаются и мужчина резко меняет свою позицию. Встав, он поднимает кусок пиццы и торжественно произносит:
- За Горбачёва!
Этот клич сначала поддерживает вся компания, а затем и все клиенты ресторана. Михаил Сергеевич смущённо улыбается. Нам показывают пиццу, а затем бабушку из начала рекламы на фоне Кремля, которая обречённо смотрит в небо, и ещё пару видов. На фоне этого звучит рефреном лишь одна фраза «За Горбачёва».
Как видно, компромисс, о котором я упоминал выше, был достигнут. Горбачёв сам пиццу не ел, но кормил ей девушку. Её сыграла его внучка Настя.
Всё остальное туманно. Лично я, будучи в курсе событий отечественной истории, после такой рекламы не загорелся бы ходить в эту пиццерию. А уж жители России 90-х — тем более. Самое неправдоподобное, что есть в этой рекламе — фраза «За Горбачёва!», набатом звучащая в ушах — уж кого-кого, а Михаила Сергеевича в новой России мало кто поддерживал.
Ну и держите забавный факт со съёмок. Когда съемочная группа поприветствовала Горбачёва возле Кремля, арт-директор Тед Шэйн заметил: «Мы делаем грандиозный проект». На что бывший президент СССР ответил: «Да уж, мне случалось в этих местах участвовать в грандиозных проектах».
Забегая вперёд, скажу, что реклама эта Пицце Хат у нас не сильно помогла. На данный момент, если не ошибаюсь, ресторанов Пиццы Хат в России не больше 30, и находятся они преимущественно в Москве.
Кстати, нашёл для вас ещё одну версию этого ролика . Судя по всему, она была сделана для Запада - вся посечена, фразы другие, длится вдвое меньше. Ещё хуже, чем наша версия. Неудивительно, что журнал Time включил её в список худших.
Такие дела. А вам нравится эта реклама?
Автор - Тимофей Бердикин
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2