Минобрнауки предложило приравнивать студенческие стартапы к дипломам в 40 российских вузах. Как минимум, три из них уже пользовались такой практикой, по крайней мере, для специальностей, связанных с управлением в бизнесе. Поможет ли эта практика стимулировать возрождение отдельных секторов экономики после коронакризиса силами студентов?
Студенческий диплом, по большей части, - это кровь, пот, слезы и вода. Сложно найти мотивацию, чтобы исследовать что-то, что нельзя сразу применить в жизни, - пытаюсь мыслить за студента. Возможно, мелькающие на горизонте инвестиции больше влияют на желание сделать достойную работу.
Сложность заключается в том, что стартап – это всегда командная работа, а защищать диплом нужно конкретному человеку. На этот случай Министерство рекомендует отчитываться за функционал, связанный с основной специальностью, по которой проходило обучение. Аттестационная комиссия в таком случае будет оценивать не только знания и навыки, но и умение монетизировать свои компетенции, а также командную работу. Рецензию на такой стартап-диплом, очевидно, должен готовить не научно-педагогический работник, как раньше, а представитель бизнеса.
Мой опыт со студентами, чья специальность не связана напрямую с бизнесом и менеджментом, показывает, что их идеи часто наивны, а представления о монетизации не подкреплены реальным опытом. Скорее всего, большинство стартапов будут «однодневками» ради интересного диплома, а выстрелят из них единицы. Но и это нормальная для рынка ситуация.
Я давно мечтаю об акселераторах или бизнес-инкубаторах для тех специальностей, где это актуально. Чтобы студенты не работали «в стол», а быстрее сближались с суровой реальностью бизнес-интересов, понимали, как устроен процесс зарабатывания денег в их конкретной отрасли. Даже если выпускник не станет предпринимателем, он получит ценный опыт и новый взгляд на свою профессию, будет больше понимать логику своих руководителей.
Вместе с правом защищать стартапы в качестве дипломов, очевидно, стоит подумать о специальном облегченном и упрощенном налогообложении для таких проектов, о том, какую долю в этом бизнесе должен или может получать университет, чьей материальной базой пользовались стартаперы, кому в итоге принадлежит интеллектуальный или материальный продукт и как защитить свое авторство, если стартапом руководил преподаватель.
В любом случае к заявленной инициативе стоит приложить конкретные механизмы, как это будет работать на практике. Студенты, в чьих жилах бежит предпринимательская кровь, никогда не ждали стимулов от Минобрнауки, а просто занимались тем, к чему лежит душа. Нововведение в вузах легализует тех, кто и так собирался делать бизнес, но, возможно, привлечет и тех, кто раньше видел свое будущее только в разрезе «работы на дядю».
Подписывайся на канал, чтобы думать не только о науке, но и о деньгах