Найти тему
Аэрофилия

Споттинг 20 лет назад: что стало с самолётами? (часть 1)

Оглавление

Всем привет!

Фото на превью
Фото на превью

Недавно я наткнулся на один довольно интересный ролик под названием "MOSCOW 20 YEARS AGO Tupolevs, Ilyshins and more". Содержанием видео были кадры со споттинга в московских аэропортах (Домодедово, Шереметьево) 1990-х годов. На кадрах видно, что большая часть садящихся и взлетающих самолётов - это наши, отечественные лайнеры.

Просмотрев видео, я заметил, что хоть качество съёмки и оставляет желать лучшего (что в принципе неудивительно), на многих самолётах виден их бортовой номер. "Ну и что?" - спросите вы. А я вам отвечу, что относительно недавно я наткнулся на сервис под названием russianplanes.net.

Его суть заключается в том, что введя бортовой номер, можно узнать историю практически любого самолёта. Собственно, это я и захотел сделать с самолётами из видео, и узнать, какова судьба 20 лет назад заходящего на посадку, взлетающего или просто припаркованного самолёта. Поехали!

P.S. Некоторых самолётов из видео в статье не будет, т.к. их бортовые номера было просто невозможно разглядеть.

1. RA-86121

Начнём, пожалуй с "Ил-86" авиакомпании "Kras Air", с посадки которого начинается видео. На записи отчётливо виден бортовой номер - RA-86121. Забиваем номер в реестр и получаем информацию.

Борт был выпущен 26 декабря 1991 г. В том же году совершил первый полёт (точная дата неизвестна). До 1993 года летал в "Аэрофлоте". Затем его выкупила "Kras Air", в чьей ливрее лайнер пролетал до 2008 года (истёк сертификат лётной годности), после чего был списан и поставлен на хранение. В 2011 году был порезан на металлолом.

Борт RA-86121, 2007 год
Борт RA-86121, 2007 год

2. RA-65906

Вторым по счёту (а точнее третьим, после "Ил-18", чей бортовой номер я не смог разглядеть) у нас идёт "Ту-134" авиакомпании "Nefteyugansk Airlines".

Лайнер был построен 31 октября 1983 г. Первый полёт совершил в том же году (точная дата неизвестна). До 1993 года летал в "Аэрофлоте". Затем был выкуплен авиакомпанией "Взлёт НПО", где пролетал 4 года. В 1997 летал в ливрее "Московии" до конца года, после чего был в лизинге у "Нефтеюганских авиалиний".

В 1998 году был продан "Примэйр". Пролетав там до 2000 года, борт пару месяцев летал в ливрее "Тулпар Эйр", затем в "ШаНС Эйр". В декабре того же 2000 года "Ту-134" выкупил "Ямал", эксплуатировавший борт аж до 2007 года. Затем лайнер стоял на хранении до июня 2012-го, когда "ТУшку" выкупила "Центр-Юг".

С 2016 летал в "Сириус Аэро". 27 июля 2017 года борт был списан по истечении срока сертификата летной годности. На момент написания статьи (июль 2020) самолёт стоит на хранении в аэропорту Стригино (Нижний Новгород).

Борт RA-65906 на хранении в аэропорту Стригино, 2018 год
Борт RA-65906 на хранении в аэропорту Стригино, 2018 год

3. UN-85780

Далее у нас идёт "Ту-154" "Казахстанских авиалиний". Вот информация, которую мне удалось найти:

Лайнер был выпущен в 1994 году, тогда же состоялся его первый полёт (точная дата обоих событий неизвестна). До 1995 года борт летал в "Казахстанских авиалиниях". В 2008 выкуплен "Caspian Airlines", где пролетал 3 года. С 2011 стоит на хранении в аэропорту Тегерана.

Борт UN-85780 в период работы в "Caspian Airlines", 2010 год
Борт UN-85780 в период работы в "Caspian Airlines", 2010 год

4. RA-76814

Следующий у нас "Ил-76" компании "East Line", двигающийся к терминалу после посадки.

Борт был выпущен 31 октября 1991 года. До 1993-го летал в "АЛАК", затем 2 года был в лизинге у "East Line". До 2000 летал в "КБ Сухого". В середине 2000-х "ходил по рукам" "Aviast Air", "Волга-Днепр" и "Royal Flight". Наконец, в 2009-м его выкупила "Аэростарз", где борт благополучно пролетал до октября 2011 года. С ноября того же года стоит на хранении в аэропорту Дягилево.

Борт RA-76814 на хранении в аэропорту Дягилево, 2019 год
Борт RA-76814 на хранении в аэропорту Дягилево, 2019 год

5. RA-86460

"Ил-62М" "Домодедовских авиалиний". Был выпущен 6 января 1977 года. До середины 1990-х летал в ливрее "Аэрофлота", затем в "Домодедовских авиалиниях" до августа 1998. После списания был поставлен на хранение. Во второй половине 2000 года порезан на металлолом.

Борт RA-86460 в период работы в "Аэрофлоте", 1994 год
Борт RA-86460 в период работы в "Аэрофлоте", 1994 год

На этом... не всё. В этой статье я представил лишь малую часть самолётов из всего видео, в одну часть это не влезет, поэтому уже совсем скоро я напишу вторую. Дайте знать в комментариях, если вам понравился такой формат! Всем спасибо за прочтение и до новых встреч!