Легенда о любви. СССР-Индия, 1984. Режиссеры Латиф Файзиев и Умеш Мехра. Сценаристы Ульмас Умарбеков, Латиф Файзиев. Актеры: Санни Деол, Пунам Диллон, Наби Рахимов, Шамми Капур, Фрунзик Мкртчян, Наталья Крачковская и др. 21,1 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Латиф Файзиев (1929-1994) поставил 20 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Приключения Али-Бабы и 40 разбойников», «Легенда о любви», «Охота на дракона») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Сказку «Легенда о любви» советская кинопресса практически проигнорировала: и это понятно, фильм вышел на экране в декабре 1984, а в 1985 в стране начались серьезные политические перемены, и было уже не до этого.
Но зрители помнят эту красочную сказку до сих пор: «Этот фильм с детства оставил у меня неизгладимое впечатление. Сколько эмоций в своей душе я пережила. Прошло столько лет, а чувства остаются» (Алия). «Один из моих любимых фильмов, там такая волшебная атмосфера, а музыка какая, а какие актеры, и наши и индийские» (Ситора).
Белый башлык. СССР, 1975. Режиссер Владимир Савельев. Сценарист Баграт Шинкуба (по мотивам собственной поэмы "Песнь о скале"). Актеры: Томас Кокоскир, Афанасий Кочетков, Нурбей Камки и др. 20,8 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Савельев поставил 11 полнометражных игровых фильмов, но только историко- революционный «Белый башлык» про абхазского защитника крестьян начала XX века вошел в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Рецензент журнала Теймураз Мамаладзе (1934-1999) довольно благосклонно отнесся к «Белому башлыку», но посетовал, что авторы зря в жанр легенды и вестерна вставили линию революционно-пропагандистской работы и уроков «классовой сознательности». «К сожалению, - писал Т. Мамаладзе, - здесь фильм соскальзывает на холостые обороты. Фигура агитатора и его тема, введенная в картину словно бы чужой рукой, инородны для ее романтической стилистики и для ее фольклорной основы. Легенда, сложенная народом, имеет право оставаться легендой. Поправки, даже если они выверены по документам истории, только разрушают ее. Но шаг сделан. И оплачивается тем, что картина, отбившись от одного берега, не может пристать к другому. … Содержание уже исчерпано, однако фильм еще длится…» (Мамаладзе, 1976: 54). Мамаладзе Т. Возвращение жанра // Искусство кино. 1976. № 4. С. 49-54.
А что думаете Вы, уважаемые читатели об этих зрелищных лентах?
Александр Федоров, 2020