Найти в Дзене
Юрий Гичев

Вялый Минздрав и бойкие ЗОЖ-взрывотехники

Оглавление

Одни движимы благими пожеланиями, но слишком робки и старомодны. Другие одержимы славой и деньгами и рубят так, что на весь лес слышно. Однако ни то, ни другое не делает общество разумнее и здоровее.

Говорят, что человек быстро привыкает к хорошему. Хотя правильнее сказать, что человеку вообще свойственно привыкать ко всему. И к ужасному, и к плохому, и к вредному. Особенно быстро мы привыкаем к тому, что связано с нами сегодняшними лишь теоретической, туманной и очень отдаленной цепью мало понятных и мало интересных нам событий, которые при этом каким-то странным образом должны повредить нам завтрашним.

Минздрав предупреждает

Взять, к примеру, курение. Вот уже полвека Минздрав предупреждает о его вреде, а последние несколько лет даже пачки сигарет, некогда такие красивые, превратились в стенгазету районного морга. Тем не менее в итоге все опять заканчивается анекдотом: «Пачку сигарет, пожалуйста! А можно не с импотенцией?»

Или вспомнить тот же сахар: «Очень вреден, говорите? А подсыпьте-ка мне лучше в чай еще пару ложечек этой белой смерти». А ведь есть еще холестерин, жир, соль – список можно продолжать очень долго.

Фастфуд дошел до Госдумы

Точно так же обстоит дело и с фастфудом. «Вредно!» – говорят одни. «Запретить в школах!» – угрожают другие. «Обложить драконовским налогом!» – предлагают третьи. Однако большинство из нас уже так давно ко всему этому привыкли, что идут закусить очередную порцию подобных телевизионных новостей чипсами или попкорном.

Можно хоть кричать о том, что фастфуд убивает (а это именно так и есть), но пока человек не поймет, почему и как это происходит, он и бровью не поведет. Пока он четко не увидит, каким образом абсолютно безобидный гамбургер или упаковка крекеров могут разрушать что-то очень важное в его организме, он никогда не будет смотреть на состав и пищевую ценность.

Хотели как лучше, а получилось как у Минздрава

Но разве никто об этом не говорит? Разве не написано сотен книг о вреде фастфуда? К сожалению, большинство массовых изданий на эту тему (по крайней мере, те, что мне довелось прочитать) написаны с позиции африканского миссионера.

Формулировки и смыслы могут быть разными, но в конечном итоге это звучит примерно так: «Как вы, тупые невежды, можете есть такую гадость?!» Само собой, рассчитывать на то, что такие аргументы смогут заставить кого-то измениться, примерно то же, что свято верить в действенность предупреждений Минздрава на пачке «Беломорканала».

И тут на сцену выходят гуру

Современные гуру ЗОЖ-бизнеса прекрасно понимают, что скучный метод мытья и катанья не сулит ни быстрых результатов, ни больших денег. Нужно что-то типа ружья, которое, не успев повисеть, тут же в первом акте и выстреливает.

Они прекрасно понимают, что человека неотвратимо манит все новое, огромное, страшное. Только такой терабайт информации и может еще как-то всколыхнуть наше внимание. Тем более сегодня, когда наш фокус безвозвратно размазан по тысячам неотличимых друг от друга событий, телесюжетов, новостных лент, социальных сетей.

Информации становится все больше, а ее значимость – все меньше, и наш мозг, защищаясь, резко поднимает порог для входящих информационных сигналов. И как рабочий, привыкший к адскому шуму штамповочного цеха и уже не замечающий его, мы можем услышать лишь взрыв бомбы (или нечто подобное). В нашем случае бомбы информационной.

Глютеновая бомба

Вот как, к примеру, это происходит в сфере здоровья и правильного питания. Все каноны этого очень напоминающего лубочный театр жанра соблюдены. Глютен!!! (За сценой слышится оглушительный взрыв.) Боже, что это такое?!! (Соблюдено первое условие – абсолютная новизна.) Как?! Этот яд содержится в хлебе?!! (Выполнено и второе условие – новость самым непосредственным образом связана с повседневной жизнью.) О ужас! Этот глютен убивает мозг, а ведь я этот хлеб ел столько лет!!! (А вот и третье условие – шокирующая и угрожающая жизни информация.) Занавес!

Ну и, разумеется, после такого шокирующего первого акта наступает благословенный хеппи-энд. Контуженный мозг потребителя жадно воспринимает любую информацию, способную отдалить неимоверную расплату за свою безграмотность и легкомыслие.

Вместо «глютеновой бомбы» можно использовать любые другие привычные вещи: лактозу, ГМО, сою, метионин, холестерин, пальмовое масло, кофеин, теин и пр. Главное, чтобы бабахнуло громче. Ну а когда все защитные барьеры разума и критического мышления сметены, нужно быстро собирать коммерческий урожай.

Сухой остаток

То, что невнятное бормотанье Минздрава и гневные возгласы наших радетелей из Госдумы давно не работают, это давно понятно. Но сделали ли наше общество здоровее ЗОЖ-взрывотехники?