Найти в Дзене
Музыкальный Класс

Советская кинофантастика, которой можно гордиться. Часть 13. "Конец Вечности".

Оглавление
Георгий Жжёнов в роли Старшего Вычислителя Лабана Твиссела.
Георгий Жжёнов в роли Старшего Вычислителя Лабана Твиссела.

"Конец Вечности" — советский двухсерийный фантастический фильм 1987 года, снятый режиссёром Андреем Ермашом на киностудии "Млосфильм". Картина создана по мотивам одноимённого романа Айзека Азимова, сценарий написали Будимир Метальников и Андрей Ермаш.

постер фильма "Конец Вечности" 1987 год.
постер фильма "Конец Вечности" 1987 год.

Откровенно говоря, совсем недавно узнал о существовании этого фильма, к своему изумлению. В юности, на волне интереса к научной фантастике, любил эту книжку и до сих пор считаю "Конец вечности" одним из лучших произведений Айзека Азимова.

Олег Вавилов и Вера Сотникова.
Олег Вавилов и Вера Сотникова.

При просмотре экранизаций любимых произведений, невольно сравниваешь и зачастую, эти сравнения не в пользу экранного варианта. То актёры кажутся не подходящими, то смешит наивность декораций, то раздражает нелепость актёрской игры. Здесь, я столкнулся с полным набором этих недостатков. Надо сказать, что вторая половина 1980-х вообще непростое время для мирового кинематографа, а для советского - тем более. Но видно, что "Мосфильм" вложился в постановку, есть вполне приличные декорации, костюмы и даже какой-то современный балет, скорее всего дань моде.

Сергей Юрский в роли Вычислителя Гобби Финжи.
Сергей Юрский в роли Вычислителя Гобби Финжи.

В фильме есть ряд отличий от романа Азимова, которые совсем не всегда идут на пользу сюжету, на мой взгляд. Главное отличие — в финале. Если у Азимова он оптимистичен: когда Вечность уничтожена, то люди времени могут сами выбирать свою судьбу, в том числе Эндрю и Нойс, судьбы которых в XX веке соединяются, то в фильме Эндрю после уничтожения капсулы времени бросает Нойс упрёк, что его использовали лишь с корыстными целями. Несмотря на заверения Нойс в любви, Харлан уходит от неё прочь. В финальных кадрах Харлан видит Твиссела и Финжи, выходящих из шикарного автомобиля и направляющихся в здание Landesbank.

Борис Клюев — Социолог Вой.
Борис Клюев — Социолог Вой.

Есть в фильме и масса плюсов, например превосходные актёры, такие как: Георгий Жжёнов, Сергей Юрский, Борис Клюев, Борис Иванов и Гедиминас Гирдвайнис. А так же великолепная футуристичная, напряжённая музыка композитора Эдуарда Артемьева, которая создаёт необходимую атмосферу. В качестве научного консультанта картины, выступил учёный-физик, просветитель Сергей Петрович Капица.

Гедиминас Гирдвайнис в роли Купера.
Гедиминас Гирдвайнис в роли Купера.

Есть еще один важный момент, который занимает любителей советской кино фантастики: натурные съёмки одной из сцен фильма (место, куда Харлан прибывает в XX веке) проходили в тех же местах, что и съёмки фильма Андрея Тарковского "Сталкер" — в Эстонии, в 25 километрах от Таллина, на реке Ягала в районе разрушенной электростанции. Отчётливо видны и отходы целлюлозно-бумажной фабрики, находящейся неподалеку от места съёмок — густая белая пена на воде. Когда же Харлан идёт стрелять в капсулу Времени, он выходит из разрушенной постройки, из той самой двери, около которой герои Тарковского делали привал. Своеобразная цитата — ведь именно в это время, в конце XX века, и возникает Зона в "Сталкере".

А вообще, фильм неплохой, но тут уж сам для себя решает.

Приятного просмотра!

Но лучше один раз посмотреть, чем сто раз прочитать.
Но лучше один раз посмотреть, чем сто раз прочитать.

Подписывайтесь и ставьте ваши лайки!

Так же, рекомендую почитать статьи:

советская кино фантастика, которой можно гордиться. Часть 11. "Письма мёртвого человека",

советская кино фантастика, которой можно гордиться. Часть 9. "Зеркало для героя" и

советская кино фантастика, которой можно гордиться. Часть 12. "Искушение Б.".