Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Платье с портрета, который Серов так и не написал...

Последней картиной, над которой работал знаменитый художник, был портрет княгини Щербатовой. И он обещал быть "восхитительно красивым"!

Фактически, последней картиной, над которой работал непревзойдённый Серов, был портрет княгини Полины Ивановны Щербатовой. "А с вами можно разговаривать, а я думал, что с княгинями можно только говорить о шляпках" - так удивлённо сказал художник своей модели. И от Серова, который не церемонился с заказчиками и никогда не льстил, это похвала!

Набросок к портрету П.И. Щербатовой, Валентин Серов, 1911. (сс) Wikimedia Commons
Набросок к портрету П.И. Щербатовой, Валентин Серов, 1911. (сс) Wikimedia Commons

Князь Сергей Александрович Щербатов женился по любви, и ему хотелось запечатлеть жену во всём блеске! Она была привлекательной женщиной с великолепной фигурой. И супруга богатого аристократа, который был поклонником живописи, заслуживала наилучшего портрета из возможных! Во всяком случае, так полагал сам князь. Как писал Серов в одном из писем, "пишу в настоящее время княгиню Щербатову, портрет коей должен быть не хуже „Орловой“ – такова воля господ заказчиков, да..."

Набросок к портрету П.И. Щербатовой, Валентин Серов, 1911. (сс) Wikimedia Commons
Набросок к портрету П.И. Щербатовой, Валентин Серов, 1911. (сс) Wikimedia Commons

Художник перепробовал разные позы, сделал несколько эскизов, и, наконец, выбор был сделан! Как вспоминал потом князь, "жена была поставлена посреди комнаты в дымчатого тона шёлковом платье".

Портрет П.И. Щербатовой, Валентин Серов, 1911. (сс) Wikimedia Commons
Портрет П.И. Щербатовой, Валентин Серов, 1911. (сс) Wikimedia Commons

Полина Ивановна одета по последней моде тех сезонов: вытянутый силуэт, юбка мягко струится вдоль тела. И, насколько я могу судить, платье двухслойное, и верхний слой - это "тюник" из тончайшей ткани. Их делали из тюля, газа, шифона, нежнейшего шёлка. И почти всегда сочетали несколько цветов или оттенков - даже на эскизе мы видим светлый и тёмный. Что за цвета были у платья княгини? "Дымчатого тона"... Серые?

Князь писал: "Она стояла у большой мраморной вазы Екатерининской эпохи с золоченой бронзой, на стильном пьедестале... С фоном, где краснел вдали сенаторский мундир историка М.М. Щербатова в белом парике на огромном портрете екатерининской эпохи". Вот он, этот портрет:

Ранее считался портретом князя Михаила Михайловича Щербатова, Никола де Куртейль, 1800-е.
Ранее считался портретом князя Михаила Михайловича Щербатова, Никола де Куртейль, 1800-е.

Ах, как жаль, что мы можем только представить себе цвета... Ведь недаром портрете Орловой Грабарь писал, что Серову "удалось свести все цветовое многообразие этого потрясающего по своей красоте холста к дивной гармонии, объединяющей все части". И здесь должна была явиться гармония! Князь, предвкушая красоту портрета, писал, как "красиво сливалась вся гамма красок платья, золотых волос, белоснежных плеч и рук, нежного румянца лица, нитей жемчугов и вазы нежно-абрикосового тона с золотом". Восхитительно красиво, как он уверял! И Серов смог бы это передать! Однако....

Утром 5 декабря 1911 княгиня Щербатова надела платье и готовилась позировать. Серова ждали к десяти утра. Но... Позвонил его сын. Валентина Александровича не стало.

Князь отправил подготовительный рисунок в Третьяковскую галерею, а нам остаётся только гадать, как мог бы быть прекрасен портрет.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory