Найти в Дзене
Другие места

На Ай-Петри надо подняться дважды. Рассказываю почему

Оглавление

Потому что один раз — это вверх на экскурсионном автобусе / маршрутке, вниз на фуникулёре, второй раз — на своей машине и немного пешком. Про всё расскажу подробнее. Но сначала отвечу на главный вопрос.

Зачем вообще подниматься на Ай-Петри

Для меня интересная дорога — уже отличная причина. Но есть и другие 5 причин.

  1. Прекрасный вид на Ялту, леса и черноморское побережье. Ради этих видов сюда и идут. Очень хорошо получаются панорамные снимки. Потом их можно резать и собирать из них классные свайп-посты для Instagram (я для этого использую приложение PanoramaCrop). А еще мне нравится там делать фото, как будто я атлант и поддерживаю небо.
  2. Прекрасный вид на свои мокрые штаны, если решите пройти по подвесным мостикам. Это прогулка стоит 500 рублей. В прошлом году я испугался пожалел денег, потом весь год себя пилил. В этом году решил: нужно обязательно пройти! Но к сожалению (слава Богу) было закрыто. Там есть интересный нюанс. Пройти надо 2 пролёта, поэтому посередине, переходя с одного мостика на другой, придётся самому перекинуть свою страховку. И не забывайте, что Ай-Петри — самое ветреное место в Крыму. Здесь даже поставили ветроэлектростанцию, но ветер её сломал.
  3. Ай-Петринская яйла, плато. Своеобразная природа, душистое разнотравье, россыпи камней. Интересно просто походить, подышать, посмотреть.
  4. Пещеры. На плато много пещер, но туристов водят не во все. Говорят, самая интересная — пещера Трёхглазка. К сожалению, не был ни в ней, ни в других, так что от себя ничего не добавлю.
  5. Зип-Лайн. Можно быстро скатиться с вершины Ай-Петри на плато. Удобно, потому что не надо идти обратно пешком и ломать ноги на лесной тропе. В 2019 году эта штука работала, в 2020 я её не застал, но может потому, что был там в самом начале посткарантинного сезона и около 6 вечера.

На Ай-Петри. Машрут №1

Вверх на маршрутке

Эти маршрутки, кажется, называют себя экскурсионными автобусами. Но это микроавтобусы, экскурсионные микроавтобусы. И чтобы больше не использовать этот громоздкий термин, продолжу называть их маршрутками — со всем уважением.

Маршрутчики группируются в Мисхоре у станции канатной дороги, а зазывалы работают уже на 100-200 метров ниже по Алупкинскому шоссе. Не заметить их просто невозможно.

Билет в один конец стоит 400 рублей, как и билет на канатку. Время в пути ― 70-80 минут . Но тут вас не просто доставят из Мисхора на Ай-Петри, а ещё и проведут увлекательную экскурсию, завезут на видовые площадки и к Черепашьему озеру. Оно ― первая причина, по которой надо ехать наверх на маршрутке. А всего таких причин 2.

Первая причина — это ты не увидишь черепах, если придешь к черепашьему озеро после 4. Черепахи в озере активны только пока светит солнце. На солнце они выползают, их видно, с ними интересно. После 16:00 озеро скрывается в тени деревьев, черепахи уходят на дно, и смотреть тут становится не на что. Я обошёл озеро кругом примерно в 16:50, и мне повезло, смог увидеть одну черепашку! Ожидал я, конечно, большего.

Черепаха в Черепаховом озере. Мои ожидания — это мои проблемы.
Черепаха в Черепаховом озере. Мои ожидания — это мои проблемы.

А вторая — все твои мечты поскорее попасть на Ай-Петри будут жестоко разбиты об огромную очередь на канатную дорогу. Это очередь на подъём. А вот очереди на спуск с Ай-Петри я не видел. Поэтому настоятельно рекомендую канаткой пользоваться строго вниз.

Вниз по канатной дороге

Канатная дорога на Ай-Петри — технологическое чудо, с огромной любовью и трепетом вписанное в сложное переплетение природных чудес. Раскрыть эту мысль мне помогут фотографии с официального сайта дороги, которые будут чуть ниже.

Спуск длится около 15 минут и стоит 400 рублей для взрослого в один конец. Иногда кажется, что вагончик летит очень низко, чуть ли не вдоль земли. Особенно это заметно в сосновом лесу Ялтинского заповедника. Присмотритесь к деревьям там. Почему они выглядят такими знакомыми?

Всё просто — здесь снимались некоторые сцены фильма "Приключения Буратино" 1975 года. Я не помню, чтобы хоть раз сознательно посмотрел этот фильм целиком, но сосны узнал сразу! А вот "В поисках капитана Гранта" я смотрел много раз. Но без подсказки никогда бы не узнал там зубцы Ай-Петри. Ведь в фильме они "играют" заснеженные Анды, а я вижу их без снега, в обрамлении зелени лугов и лесов.

Один из занятных фактов, который рассказал экскурсовод/водитель маршрутки, был как раз про канатную дорогу. В 2013 произошла авария и два вагончика застряли в пути: на высоте 50 и 125 метров. Людей спускали по канатам через люки в полу. Вся операция заняла 10 часов, и никто не пострадал.

На Ай-Петри. Маршрут №2

Казалось бы — так хорошо съездили, зачем второй раз? А причин снова 2, только в этот раз без песен.

Серпантин

Там такой серпантин, что до зуда в руках хочется проехаться по нему не пассажиром, а самому крутить баранку, вписывая автомобиль непредсказуемые зигзаги! Записал свой спуск с Ай-Петри, 45 минут в пути уместились в 1 минуту видео:

Если вы любите водить машину, то эта дорога доставит вам огромное удовольствие. Только учтите, в сезон там будет довольно плотное движение и вверх, и вниз, много маршруток.

Боткинская Штенгеевская тропа

По пути можно точно также как и в случае с маршруткой заезжать на смотровые площадки. Но тут вас никто никуда не будет торопить, можно спокойно погулять в своё удовольствие. Поэтому оставьте машину на парковке у водопада Учан-Су, пройдите по дороге немного вверх и сверните направо, на Боткинскую тропу. Начало тропы обозначено информационным стендом, а маршрут движения - красно-бело-зелеными знаками на деревьях.

Пока писал эту статью и смотрел маршрут на карте, понял, что это скорее всего не Боткинская, а Штенгеевская тропа. Зачем тогда там на входе стенд про Боткинскую тропу? Загадка. Если кто-то знает ответ, пожалуйста, напишите в комментариях. Надо разобраться.

Как бы эта тропа ни называлась, идти по ней было тяжело. За 30 минут подъема мы изрядно устали, уж больно круто она порой забирает вверх. Но безо всяких сомнений эта прогулка стоит каждой капли пролитого пота.

Резюме

Резюмирую главную мысль. Подъем на Ай-Петри надо совершить минимум 2 раза:

  1. На общественном транспорте (маршруткой наверх, канаткой вниз)
  2. На машине с пешей прогулкой по Штенгеевской (Боткинской?) тропе

И повторю свой вопрос: что же это за тропа? По карте — Штенгеевская, а по информации на стенде — Боткинская. Пишите в комментариях, что думаете об этом, давайте разбираться!