Найти тему
Строительный мир

Как он это построил? Один из самых больших куполов в истории человечества

Оглавление

Символ Флоренции, собор Санта-Мария-Дель-Фьоре величественно возвышается над горизонтом, привлекая внимание к своему восьмигранному куполу. Сооружение имеет не только собственную историю, но и хранит тайну создания этого самого купола, диаметром 42 м. Высота здания до верхней точки – приблизительно 114 м.

© Samuele Schirò / pixabay.com
© Samuele Schirò / pixabay.com

Многие архитекторы и инженеры, имея в своем арсенале современную технику и точные измерительные приборы, не могут понять, каким образом итальянский ювелир Филиппо Бруннелески сумел построить один из самых больших куполов в истории человечества без дополнительных опорных конструкций и центрования.

История строительства

Здание церкви было заложено задолго до того, как оно стало объектом для творчества Бруннелески. Автор проекта Арнольфо Ди Камбио начал возведение стен в 1296 году, используя в работе элементы итальянской готики. Но замысел оказался слишком масштабным и купол так и не был воздвигнут. Долгое время собор стоял недостроенным и к нему успели приложить руку разные известные архитекторы: Джотто, Пизано, Таленти, завершивший колокольню, и наконец, Бруннелески, который поставил красивую и таинственную точку в истории создания базилики.

© S. Scheele, Essen / CC BY-SA 3.0
© S. Scheele, Essen / CC BY-SA 3.0

Самое удивительное, что величайший зодчий эпохи возрождения не имел архитектурного образования. Он был ювелиром и по совместительству слесарем. Удача наконец улыбнулась Филиппо в 1419 году, когда он одержал победу в конкурсе на строительство купола. Хотя многие архитекторы так не считали. Все дело в том, что он предполагался на готовом основании большого размера, что уже являло собой серьезную проблему.

Положение усугублялось дополнительными условиями, которые выдвинули организаторы. Из-за дефицита леса и некоторых строительных материалов, а также исходя из конструкции здания, в нем было невозможно или запрещено использовать поддерживающие инженерные и архитектурные элементы, которые применяли до сих пор. Работать предстояло на высоте 55 метров над землей.

-3

Это значительно осложняло задачу и с точки зрения многих зодчих делало ее невозможной. Но Бруннелески обладал уникальным практичным мышлением и его свежий взгляд еще не был зашорен строительными стереотипами того времени. Он использовал совершенно новый подход и сумел создать шедевр итальянского Возрождения. Работа заняла 20 лет жизни. Купол был завершен в 1436 году.

Технология строительства

Согласно исследованиям, для достижения своей цели Бруннелески использовал механизмы собственного изобретения и оригинальную революционную методику. Все подъемные механизмы он сконструировал самолично. Позже их скопированные эскизы были найдены в записках самого Леонардо Да Винчи.

Современные архитекторы предположили, что для ювелирной точности он применил восьмигранную проекцию из подвешенных цепей, соединенных в центре. Когда был положен первый уровень кирпичей, направляющие подтягивались вдоль будущих ребер, обозначая расположение следующего ряда, и так до самого верха. Чтобы кирпичи удерживались под собственным весом он использовал кладку «елочкой», что добавляло запас прочности куполу. Точнее, двух куполов – внутреннего и внешнего.

© Amada44 / CC BY-SA 3.0
© Amada44 / CC BY-SA 3.0

На строительство ушло 4 млн кирпичей, а общий вес купола составил около 25 тыс. тонн. Окончательно базилика была закончена лишь в 1471 году, когда на ней наконец разместили фонарь (высота 22 м), с помощью машин, спроектированных все тем же Бруннелески. Для большей надежности и устойчивости огромного сооружения Бруннелески использовал арматуру, сокрытую от глаз между двумя слоями кирпича, в пространстве между куполами.

Современным архитекторам и инженерам пришлось потратить немало времени и сил, чтобы понять принцип создания куполообразного сооружения. Один из них (Массимо Риччи) даже посвятил этому всю сою жизнь и приблизился к разгадке этой тайны, лишь воссоздав уменьшенную копию купола.

Читайте: Маяк Bell Rock – одно из семи чудес индустриального мира