Перед прочтением: автор данной статьи всецело осуждает любой вид идеологии воинствующего шовинизма, будь то нацизм, фашизм или иное проявление нарушений прав, свобод и достоинства человека, а также их пропагандирование как бы то ни было, наименования радикальных ультраправых политических организаций приведены с целью более полной передачи сюжета.
Осень 44-го, Венгрия заключена в тиски фашистского режима Скрещенных стрел под предводительством Ференца Салаши, вовсю бесчинствует нилашистский террор.
Как будто предчувствуя скорую гибель нацистского зверя, псы режима пытают, истязают, умерщвляют людей в застенках, похищают в ночи и казнят из-за угла.
В то же время четыре приятеля: часовщик Дюрица, столяр Ковач, книжный агент Кираи и трактирщик Бела собираются по вечерам у последнего в кабаке, чтобы пропустить рюмку-другую за непринужденным разговором. Они считают себя маленькими людьми, "людьми, которых обойдет буря истории и которые не попадут в ее учебники".
В один из таких вечеров их посещает хромой фотограф Кесеи, человек с уязвленным тщеславием, обремененный комплексом неполноценности и безукоризненной верой в собственную избранность и непогрешимость своей правоты. Именно тогда их разговор из полушутливого перетекает в серьезное русло.
Дюрица ставит перед всеми нравственную задачу. Он спрашивает: "Кем бы вы хотели быть? Ужасным деспотом, тираном по имени Томацеус Котатики, который владеет островом Луч-Луч и страшно наказывает своего раба Дюдю за малейшие провинности: отрезает ему язык, ослепляет, продает его детей в рабство, или же этим самым Дюдю, который живет на свете единственным утешением: "Я никому и никогда не причинял зла, и совесть моя чиста." Спустя время каждый из присутствующих приходит к выводу, что лучше выбрать жизнь тирана, чем терпеть такие страдания. И лишь фотограф утверждает, что готов бы был избрать участь Дюдю, чему Дюрица, измерив его испытующим взглядом, не верит. Уязвленный и оскорбленный до глубины души фотограф, решает донести на четверых приятелей за антиправительственные разговоры.
На следующий вечер их всех арестовывают. Начальник тайной полиции видит в таких "простых" людях большую угрозу для действующего режима, их мало просто казнить, нужно сломать их личности, превратить в "живых трупов". Он предлагает сделку: каждый, кто ударит избитого до полусмерти человека по обеим щекам ("прообраз Христа"), будет отпущен на свободу. Таким образом, им предстоит воочию лицезреть картину, описанную часовщиком Дюрицей, и каждому ответить на поставленный часовщиком вопрос в реальной жизни.
Картина потрясает своим символизмом и глубиной повествования, важнейшим посылом в ней оказываются простые прописные истины (в силу своей простоты, наверно, самые нелегкие для понимания) о том, что тяжелее всего на свете сделать правильный выбор, ведь, как известно, нет выбора без последствий и оставаться человеком даже в самые нечеловеческие времена. на мой взгляд, в ней также есть и другой, более опосредованный вывод, мало не творить зла, мало оставаться безучастным зрителем несправедливости, со злом нужно бороться! Сосуществовать с ним, попустительствовать ему - злодеяние не меньшее, а может даже и большее.
Ведь как сказал Эдмунд Бёрк: "Чтобы зло победило, достаточно, чтобы хорошие люди ничего не делали"
Рекомендую посмотреть этот фильм каждому, а после просмотра как следует обдумать.