Найти тему
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.23): НА ПУТИ К ЛУЧШЕМУ

Оглавление

(Евр. 6:9–12)

Предупредив своих читателей об опасности удаления от Бога, автор направляет своё послание в более позитивное русло, как в главе 3. Если отступники из стиха 6 выставляли Сына Божьего на позор, то те, о которых речь в 6:9–12, делали противоположное. Они отвечали любовью и хвалой во имя Его. Каждый христианин должен принять к сердцу наставления, данные в этом отрывке.

«СТРЕМИТЕСЬ К ЛУЧШЕМУ» (6:9)

«Впрочем, о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так».

Автор хочет, чтобы его читатели продолжали стремиться к лучшему. Для того, чтобы возрастать духовно, им необходимо было «держаться спасения».

Употребляя слово «мы», автор часто ассоциировал себя с адресатами (как в 2:1, 3; 3:6), а иногда имел в виду всех христиан, как во всех случаях использования слова «мы» в главе 4. Иногда «мы» появляется, когда проповедник подразумевает себя и свою аудиторию (как, возможно, в 2:5; 5:11; 9:5). В других случаях автор, видимо, включал в это «мы» двух или более людей, которые были задействованы вместе с ним в написании письма. Это может относиться к 2:5 и 13:18. В 6:9 автор, похоже, говорит о себе и, по крайней мере, ещё об одном человеке.

Впервые в этом сочинении адресаты названы «возлюбленными». Это не просто формальная вежливость — автор выражал подлинные тёплые чувства по отношению к этим людям. Они заслужили обращения «возлюбленные» тем, как проявляли свою любовь к братьям (ст. 10). Хотя автор говорил с ними «так», то есть достаточно сурово (6:4–6), он делал это из любви, чтобы они были бдительны к опасности. Он был «убеждён» (ст. 9; Восстановительный Перевод; Российское Библейское Общество; см. Славянское Евангельское Общество; Слово Жизни; Современный Перевод) в добрых качествах христиан-евреев, как и Павел был уверен в том, что римские братья «полны благости» (Рим. 15:14).

Фраза «держитесь спасения» указывает на то, что эти христиане всё ещё были в спасённом состоянии, хотя и не возросли так, как должны были. Обретя спасение, они сохраняли истинную веру и желание повиноваться Богу. Однако после мрачной перспективы, нарисованной в 6:4–6, требовалось ободрение.

«В лучшем состоянии, способствующем вашему спасению» (Международное Библейское Общество) может означать признаки, которые естественно появляются после спасения, — такие как принесение плода и укрепление в вере. Это может даже указывать на награду за благотворительность, как обещано в Мф. 25:34–40. Хотя в Мф. 25 не имеется в виду, что делами можно заслужить спасение, в этом тексте подразумеваются разные степени награды в вечности. Конечно, верные получат большую награду за большее служение, иначе притча о талантах (Мф. 25:14–30) имеет мало смысла. Каждый человек будет судим «по делам его» (Рим. 2:6; см. Отк. 20:12).

«ПОМНИТЕ БОЖЬЮ ВЕРНОСТЬ» (6:10)

«Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и любовь, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым».

«Не неправеден Бог» — это способ заявить, что Бог абсолютно праведен. Он будет помнить о наших добрых делах, даже чашку холодной воды, поданную во имя ученика (Мф. 10:42). Тем не менее, добрые дела не спасут нас, если мы откажемся повиноваться евангелию, как не спасут, если мы отпадём от Христа после того, как повиновались евангелию.

Будучи праведным, Бог не забудет наши добрые дела. Это обещание показывает Его сердце, исполненное неподдельного сострадания, и побуждает нас стремиться к праведности. Оно должно было служить поощрением к духовному росту, а не оправданием вечной лени.

Хотя Послание к евреям свидетельствует о постоянной благотворительной деятельности, они пренебрегали изучением Слова (5:12). Многие называющие себя «христианами» считают, что добрые дела компенсируют недостаток духовности в других областях. Человек может быть деятельным христианином, но не возрастающим, потому что лично не изучает Библию. Эти христиане, хоть и незрелые, ещё не отпали. Бог помнил их доброе служение святым, и знал, как они продолжали служить. Они даже проявляли доброту к заключённым (10:34), хотя в этом был риск для их жизни. Если бы они прекратили это служение, они могли отпасть.

Любовь, оказанная другим, — это любовь, «оказанная во имя Его». «Имя» представляет Самого Христа. Иудеи, которые редко произносили имя Бога, часто использовали это слово по отношению к Божеству. Эти христиане осуществляли благотворительность, так как этому их научил Господь. Они продолжали служить (диаконео) лично, принимая участие в страданиях других. Павел призывал членов тела страдать друг с другом (1 Кор. 12:26).

Особое внимание должно было быть оказано «своим по вере» (Гал. 6:10). Это в полной мере характеризовало христиан, когда церковь началась в Иерусалиме (Деян. 4:32–35). Христиане I века хотели помогать бедным (Деян. 15:4; Гал. 2:10). Исходя из этого отрывка, мы можем сказать, что такие поступки продолжали быть характерными для церкви. Иисус сказал, что Он наградит тех, кто посещает больных и заключённых, потому что они делают это в Его имя (Мф. 25:36, 40).

Упомянутое здесь заботливое отношение было проявлено к «святым», то есть к живым христианам. Человеку необязательно умирать, чтобы его объявили «святым»; это слово просто означает «тот, кто посвящён». Израиль был посвящён Богу в Ветхом Завете (см. Пс. 84:9; Дан. 7:21–27), а теперь это слово применяется к новозаветным христианам.

«ПРОДОЛЖАЙТЕ ОКАЗЫВАТЬ РЕВНОСТЬ» (6:11, 12)

«Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, чтобы вы не обленились».

То внимание, которое читатели оказали нуждавшимся, должно было оказываться «до конца» их жизни. У нас нет каникул от Господа. Мы должны быть ревностными в нашем пути с Господом, даже если нам повстречаются страдания и испытания на нашем пути (Евр. 12:6, 7).

«Желание», упомянутое в стихе 11, — это такое же страстное желание, какое Иисус испытывал, когда хотел есть пасху со Своими учениками (эпитимео; Лк. 22:15). Говоря о Своём желании, Иисус дважды повторил это слово («великим желанием возжелал Я…», переводит Славянское Евангельское Общество), подчеркнув этим, что Он очень сильно этого хотел.

Автор, похоже, тоже сочувствует этим святым. «Складывается впечатление, что он всех их мог назвать по имени» (Лайтфут). По существу, он говорит им то же самое, что Пётр сказал в отношении шагов, при помощи которых человек может возрасти (2 Пет. 1:5–11). Он наставляет учеников «более и более стараться» (ст. 10). Развивая в себе христианские добродетели, как сказал Пётр, мы сможем сделать «твёрдым» Божье «звание», то есть спасение (см. 2 Пет. 1:10). Очевидно, эти христиане испытывали ослабление уверенности, тогда как она должна была укрепляться.

«Уверенность в надежде» (ст. 11) это не просто выражение каких-то желаний относительно будущего, но вера, основанная на Божьих обетованиях (см. 11:1). В Новом Завете «надежда» означает «уверенное ожидание». Настоящая надежда и истинная вера идут рука об руку с терпением. Убеждённость, которая есть у нас во Христе, вырастает из веры. Божье откровение зародило в нас веру, которая и приводит к этой надежде. Человек не может иметь настоящей уверенности, если он живёт для того, чтобы угождать самому себе; в такой жизни нет надежды, основанной на вере. «Любовь» (ст. 10), «надежда» (ст. 11) и «вера» (ст. 12) — это то же самое трио, о каком говорил Павел в 1 Кор. 13:13.

Возрастание в познании Слова является ключом к полной уверенности наших сердец в спасении. Мы можем обрести «совершенную уверенность», только проявляя «ревность» к святой жизни. Такую уверенность человек имеет и проявляет, если сильно желает и надеется в качестве награды получить небеса (Евр. 11:6). Эта уверенная надежда есть часть преданной веры. Она предполагает постоянное изучение Писания с целью познания и исполнения Божьей воли.

Для того, чтобы обрести такую уверенность в спасении, говорит автор, христиане-евреи не должны «облениться» (нотрос; см. 5:11). Это то же самое слово, что и «неспособны» в 5:11. Они должны быть не ленивыми или неспособными, а «подражать» верным, которые более подробно представлены в главе 11. Это также напоминает утверждения Павла (1 Кор. 11:1; см. также Еф. 5:1; 1 Фес. 1:6; 2:14). «Подражатели» по-гречески — это миметес, откуда произошли слова «имитировать», «мимический» и «мимика».

«БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ» (6:12)

«но подражали тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования».

Умершие верные уже вошли в жизнь и получили в качестве наследства осуществление Божьих обетований. Это относится к Лазарю, когда он умер (Лк. 16:22, 25), и к Иисусу, Который «ожил духом» после Своей смерти (1 Пет. 3:18). Если читатели не перестанут подражать верным, умершим до них, они получат такую же награду — исполнение Божьих обещаний. Они получат эту награду благодаря вере и долготерпению, и точно так же это относится к нам. Нас не должны пугать длительность времени или тяжесть бремени на пути, ибо всё это «ничто» по сравнению с «тяжестью» нашей славной награды (2 Кор. 4:17, 18).

Верные на то время уже «наследовали обетования» (клерономунтон, причастие настоящего времени), так как они умерли в вере. С другой стороны, они «не получили обещанного», потому что они не получили ещё самой главной награды (Евр. 11:39). Эта награда — только для тех, кто остаётся верным до конца. Верные «не погибнут вовек», ибо они всё время слушали и веровали (Ин. 10:27, 28). Кто хочет быть спасённым в вечности, те должны продолжать слушать и повиноваться голосу Спасителя.

Божьи обетования наследуются «долготерпением» (макротимиа), что значит «стойкость» или «бесконечно терпеливое отношение к людям». Обычное слово со значением «терпение» (гипомонэ) означает «не унывая переносить испытания и трудности». Человек без стойкости в вере не получит наследия.

Наследник надеется; когда он получает наследие, его надежда оправдывается. Это напоминает 1:14, где говорится о «тех, которые имеют наследовать спасение». «Христос пришёл сюда, чтобы спасти Своих людей “от грехов их” (Мф. 1:21), а не тех, кто остаётся в своих грехах. Нет большей самонадеянности, чем думать, что я направляюсь на небеса, хотя живу, как дитя ада» (Пинк).

ПОХВАЛА БРАТЬЯМ

Христиане, особенно проповедники, должны ободрять друг друга. Мы не должны устраивать разгон людям: возможно, наши братья стараются сильнее угодить Господу, чем мы думаем. Если бы мы старались больше ободрять и утешать, то мы все стали бы Варнавами (Деян. 4:36). Как нам нужно больше таких людей в церкви! Мы должны верить в истинную добродетель наших братьев и сестёр во Христе, и мы должны давать им понять, что мы уважаем их и восхищаемся ими. Автор ободрял своих читателей, потому что знал психологию человека. У нас достаточно трудностей. Да, обличение необходимо, но пусть в наших проповедях всего будет поровну. Если мы становимся настолько недоброжелательными, что перестаём видеть хорошее в других, они перестанут видеть что-либо хорошее в нас. Не только Послание к евреям, но и все книги Библии отличаются сбалансированностью.

БЛАГОСЛОВЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ СПАСЕНИЕ

Много замечательных благословений сопровождает наше спасение. Некоторые из них, не являясь частью первоначального спасения, представляют собой счастливые обстоятельства или дополнительные блага, сопровождающие его. Какие же блага мы получаем, когда наши имена записываются на небесах (12:23)?

Естественным результатом служения в Божьем царстве является возможность служить другим и осознавать, что у нас есть цель в жизни. Помогая другим, мы перестаём думать о себе и обретаем славный дух Христа. Это, в свою очередь, может поднять нас на новые высоты удовлетворённости. Наше спасение должно выливаться в добрые дела, потому что именно на эти дела мы и «созданы во Христе Иисусе» (Еф. 2:10). Мирские люди не видят смысла в своих делах и поступках, думая, что уже ничто не сможет улучшить их безнадёжную ситуацию. Помогая другим, мы способствуем своему личному благу.

Когда мы принимаем Господний дар спасения покорной верой (Евр. 5:8, 9), мы осознаём, как сильно Он нас любит и, соответственно, как мы должны любить других (1 Ин. 4:19). Чем больше мы отдаём такой любви, тем больше любви мы получаем. Действительно, «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Мы не можем отдать больше того, что получаем, ибо щедро дающие щедро благословляются (2 Кор. 9:6–11). Этот урок праведные усваивают снова и снова.

То, что Бог помнит нас, заслуживает ежедневного размышления (ст. 10). Прежде всего, Он справедлив и учитывает все добрые дела, какие мы совершили. Бог не может забыть то, что мы делаем, служа Ему, потому что это дела для Него! Иисус заявил об этой истине как о принципе суда: когда помогаем брату в нужде, мы на самом деле помогаем Ему (Мф. 25:40). Страдающий брат во Христе становится «Христом» для нас, когда мы помогаем ему. Нам не следует думать: «Помогая бедным, я стал похож на Христа». Наоборот, мы должны понимать: «Нуждающийся человек стал Христом для меня, предоставив мне возможность послужить моему Господу».

Мы не должны падать духом, думая, что наши дела остаются незамеченными. Бог не забывает! Мы не должны думать: «Всем всё равно, что я делаю. Моё служение не вознаграждается». Думать, что никто не обращает на нас внимания, значит забывать о Боге!

«НИКОГДА НЕ СДАВАЙТЕСЬ!»

Служа другим (6:9, 10), мы будем непрерывно возрастать в вере, стремясь к «совершенной уверенности в надежде» (ст. 11). Эти стихи напоминают нам наставление Петра возрастать в благодати и таким образом сделать спасение твёрдым и получить высокую награду (2 Пет. 1:5–11). Пётр назвал семь шагов к приобретению такой уверенности нами, строящими на основании веры: добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Если мы будем возрастать в этих добродетелях, то принесём плод. Тогда мы сможем быть уверены в нашем «звании» и в том, что вход нам в вечное царство будет обеспечен (2 Пет. 1:8, 10, 11). Если мы преткнулись и есть нужда в покаянии, нам следует вернуться к делам нашей первой любви (Отк. 2:5).

Уильям Баркли перефразировал стих 11 и 12 следующим образом: «Мы всем сердцем надеемся, что каждый из вас будет проявлять такое же рвение, чтобы ваша надежда осуществилась, и что вы будете поступать так до конца, чтобы не стать ленивыми и безразличными, но чтобы подражать тем, кто верой и терпением наследует обетования».

Что мы можем сделать временами, когда богослужение кажется скучным, проповедь не вдохновляет, и библейское занятие не захватывает нас? Чтобы «оказывать такую же ревность», какая привела нас ко Христу, мы должны продолжать посещать богослужения и осуществлять нашу работу в церкви. Если мы будем преданы служению Господу, то радость появится снова. Люди познали это до нас.

«Ревность» означает «держаться этого» и не облениться, служа в царстве. Мы должны помнить тех, кто достиг славы прежде нас; они не сдались, когда были на полпути к дому. Как они терпели, так и мы должны. Примеры в Евр. 11, рассказывающие о жизни столь многих верных прошлого, не должны быть забыты. Тот, кто откроет глаза, увидит ежедневные напоминания о Божьих благословениях для любящих Его. Он всё делает для нашего блага (Рим. 8:28). Господь не подведёт тех, кто постоянно обращается к Нему за руководством и помощью. В Евр. 13:5 мы находим заверение, являющееся цитатой из Втор. 31:6: «Не оставлю тебя и не покину тебя». В Евр. 13:6 предлагается аналогичная мысль, процитированная из Пс. 117:6: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек»? Обещание Божьего присутствия — для тех, кто остаётся рядом.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)