-Сжечь, - приказал император Николай I, - такова была ее воля.
И переписка его матери, примерной жены Павла I императрицы Марии Федоровны и министра иностранных дел графа Румянцева запылала. 44 письма, которые сын по завещанию матери повелел сжечь. Почему?
Сын полководца
Николай Петрович Румянцев родился во время правления императрицы Елизаветы Петровны, в 1754 году. От рождения ему было обеспечено блестящее будущее.
Судите сами, отец - выдающийся полководец Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Поговаривали, что его настоящим отцом был Петр Великий. Матушка - урожденная княжна Екатерина Михайловна Голицына - фрейлина и статс-дама.
Три их сына получили блестящее образование и рано были приняты при дворе. Среднего мальчика, Николая, в 1776 году определили служить при так называемом "Малом дворе". Так со времен Елизаветы Петровны именовали свиту семейства наследника престола.
Самые блестящие вельможи царствования Екатерины Великой начинали службу при ее "Малом дворе". Перспективное было дело. И да, время неумолимо, когда-то Екатерина должна была уступить трон единственному сыну.
Малый двор
В том же 1776 году будущего Павла I женили вторично на немецкой принцессе с удивительно длинным именем - София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская. Ведь первая супруга наследника, ушла в историю не подарив империи сына.
На вторую кандидатку уповали, императрице нужны были внуки, так как сына она откровенно не любила и возможно вынашивала планы по передаче престола не Павлу, а его сыну.
В православном крещении имя принцессе сменили на Марию Федоровну и стала она многодетной государыней-императрицей, родив 10 детей, четверо их них были сыновьями, трое считались императорами, хотя царствовали лишь Александр и Николай (Константин отрекся от престола и его затянувшееся отречение было использовано декабристами для открытого выступления).
Дружба с женой наследника
Мария Федоровна была в России очень одинока. А старших мальчиков, Александра и Константина сразу после рождения забрала к себе их властная бабушка-императрица.
Мария Федоровна изо всех сил пыталась сделать так, чтобы муж был ею доволен: учила русский язык, была в любое время дня и ночи причесана и изысканно одета, не снимая тяжеленного церемониального платья даже в периоды, когда ждала ребенка.
И с матерью Павла старалась ладить, хотя это и было тяжело: детей у нее забрали, а нелюбовь к сыну Екатерина Великая перенесла на вторую невестку подряд. Павел же легко заводил интрижки, чем обижал почти беспрестанно беременную супругу.
Вот в этот непростой период Мария Федоровна сдружилась с молодым графом Румянцевым, очень теплую переписку с Румянцевым вел и сам Павел Петрович. В 1779 году Николай Румянцев получил чин камергера.
Последствия
В том же 1779 году при дворе разразился скандал. Тихий такой, тайный, подробности его друг другу передавали шепотом, а еще чаще, шепотом просто намекали на некие подробности.
Единственным громким проявлением стала отставка... Екатерины Михайловны Румянцевой, матери Николая Румянцева. Шептались, что дружба между ее сыном и женой наследника престола вышла за грани дозволенного. Екатерина Михайловна с расстройства заболела и это сократило ее дни.
Интересно, что карьера Николая Румянцева не пострадала, а императрица Мария Федоровна продолжила рожать наследников трона и писать графу письма.
Их было всего 44, написанные в дни, когда граф Румянцев находился на дипломатической службе за границей. В 1792 году он, например, по поручению Екатерины Великой ездил подыскивать невест для наследников Александра и Константина.
Сыновья вдовствующей императрицы
Относились к графу Румянцеву с неизменным почтением. При Александре I Павловиче Румянцев стал главой "Немпеменного совета" - прообраза будущего Государственного совета. А в 1808 году возглавил Министерство иностранных дел.
В эпоху наполеоновских войн это была самая ответственная должность в стране. И многие победы русской дипломатии в начале 2-го десятилетия 19-го века были подготовлены Николаем Румянцевым.
Злые языки поговаривали, что граф так старается потому, что на престоле сидит его собственный отпрыск.
Письма
В 1813 году Румянцев подал прошение об отставке. Ему было уже 59 лет, он хотел покоя.
Но и "на пенсии" граф не успокоился, для блага империи и потомков действовал Румянцевский кружок собирателей истории России. Действовал целых 13 лет до кончины графа в 1826 году. Граф скупал рукописи, монеты, артефакты, старопечатные книги.
Свою деятельность Румянцев вел по переписке. Продолжал он писать и вдовствующей императрице Марии Федоровне.
По ее завещанию, переписка с графом Румянцевым была сожжена ее предпоследним сыном Николаем I, родившемся в год, когда граф Румянцев был назначен гофмейстером (управляющим) Высочайшего двора его отца, императора Павла I.
Николай Петрович Румянце так и не женился, вероятно место в его сердце было занято. В нем царила примерная жена и мать большого императорского семейства.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет