Найти тему
Ден Кузьмин

Как умер чиновник, подавший иск против президента

Оглавление

Бывший глава Чувашии Михаил Игнатьев скончался на 59-м году жизни. В мае газета «Коммерсант» сообщала, что Игнатьев был госпитализирован с двусторонней пневмонией в Санкт-Петербургский центр имени В. А. Алмазова. Последние полгода жизни Игнатьева были богаты на события: здесь и два крупных скандала, связанных с поведением экс-губернатора, и исключение из «Единой России», и последовавшее за этим увольнение с должности главы Чувашии, и судебный иск экс-губернатора против этого решения Путина.

В январе 2020 года Михаил Игнатьев часто попадал в новостные сюжеты. В начале месяца он заявил, что «надо мочить» журналистов и блогеров, «которые приходят с разных регионов РФ, хорошо здесь устраиваются и начинают писать, не знаю, о чем и о ком». Затем стал героем вирусного ролика, в котором видно, как при вручения пожарным новую технику, он заставил офицера МЧС подпрыгнуть за ключами от нового пожарного автомобиля.

Глава Чувашии Михаил Игнатьев таким унизительным способом вручает ключи от пожарных машин спасателям МЧС. А несколькими днями раньше он с трибуны призывал "мочить" журналистов. Может пора в отставку? (https://twitter.com/i/status/1220442546075328527 ссылка на видео)
Глава Чувашии Михаил Игнатьев таким унизительным способом вручает ключи от пожарных машин спасателям МЧС. А несколькими днями раньше он с трибуны призывал "мочить" журналистов. Может пора в отставку? (https://twitter.com/i/status/1220442546075328527 ссылка на видео)

Видео вызвало общественный резонанс и имело политические последствия. Сначала экс-главу осудили однопартийцы. Секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Турчак заявил, что поведение губернатора «находится за гранью понимания» и вызывает «совершенно заслуженное возмущение». Ситуация усложнялась еще и тем, что все произошло на фоне послания Путина Федеральному собранию, в котором он напомнил чиновникам о «недопустимости какого-либо высокомерия или неуважения к людям».

29 января Путин уволил Игнатьева с занимаемого им поста из-за «утраты доверия». Вероятно, для Игнатьева, который не раз говорил, как важно ему именно доверие президента и народа, это стало серьёзным ударом.

«Очевидно совершенно, что Игнатьев находился в тяжелой психологической ситуации после отставки. Потому что наверняка ему давали какие-то обещания до того, как его отправили в отставку по недоверию.

Видимо, обстоятельства отставки показались ему несправедливыми», — говорит политолог Константин Калачев.

С таким решением президента бывший губернатор не стал мириться: 20 мая, уже находясь на лечении, Игнатьев подал в Верховный суд иск к президенту, в котором оспорил указ о своем увольнении и потребовал предоставить ему льготы и социальные гарантии, положенные бывшим главам регионов, например, пожизненное ежемесячное содержание в размере 75% от заработка на посту главы региона. Этих выплат Игнатьева лишили как раз из-за увольнения по причине «утраты доверия».

Это стало первым случаем, когда губернатор, ушедший в отставку по этому основанию, начал оспаривать решение Кремля. Заседание по рассмотрению иска Игнатьева было назначено на 30 июня.

«Игнатьев всегда был человеком очень упрямым, недоверчивым и своеобразным. У него было достаточное количество конфликтов. Возможно, это связано с тем, что он аграрий, видимо, это отложило отпечаток на некий психотип. Причиной иска могло послужить его упрямство или обида, стремление высказать свою точку зрения. Может за все годы работы накопилось какое-то раздражение на все происходящее», — рассуждает политолог Александр Кынев о том, почему Игнатьев решился открыто идти против президента.

По словам Кынева, экс-губернатор Чувашии отдавал себе отчет в том, что он идет на публичный бунт: «Публичный бунт всегда говорит о раздражении и внутренней усталости. Нет однозначного ответа на вопрос о том, насколько на это решение повлияла болезнь. Не исключено, что, когда человек тяжело болен, у него нет желания идти на какие-то компромиссы, а есть желание высказать все, что он думает. Это психологически объяснимо.

Может болезнь и стала решающим фактором, мол, не знаю, чем кончится, но выскажу все, что я думаю».

С этим предположением Кынева согласен и Константин Калачев, который считает, что иск Игнатьевым был подан от отчаяния в связи со своим физическим состоянием: «Я лично предполагал еще до того, как узнал о его болезни – либо у него проблемы со здоровьем и он предполагает, что конец может быть быстрым и печальным, либо в отношении него возбудились силовики, и он предполагает, что его не просто отправили в отставку, но еще и хотят завести следственные действия. Когда человек находится перед концом, он перестает думать о системности, он начинает поступать так, чтоб свою репутацию каким-то образом восстановить».

Еще одним предположением, почему же Игнатьев решился подать иск против решения Путина стало то, что он открыто называл своим наставником бывшего главу Чувашии Николая Федорова.

Федоров в 2000-м году также публично выступил против Путина, направив запрос в Конституционный суд с заявлением, что реформа, которая приводит к изменению принципов организации законодательных и исполнительных решений органов власти субъектов России, противоречит Основному закону страны.

«Николай Федоров очень даже умел приспосабливаться при всех правительствах. Он был вполне себе лояльным губернатором, об этом говорит и его карьера: сначала был федеральным министром, потом губернатором, потом опять министром. Я думаю, что как раз Федоров гораздо более системный человек, чем Игнатьев. А последнего была очень спонтанная карьера: сначала аграрный чиновник, вице-премьер региональный, губернатор, потом отставка, суд», — говорит Кынев.

Политолог Алексей Макаркин считает, что эти два случая несопоставимы друг с другом, так как происходили в разные политические эпохи: «В 2000-м году это было возможно. Тогда еще была инерция от 90-х гг, когда глава региона действительно мог подать иск против решения президента. Сейчас губернатор не может подать в суд, другие правила игры, а ситуация, когда президент договаривается с главой республики, немыслима. Федоров же был человеком из 90-х, он в 32 года стал министром юстиции, потом в 93-м ушел сам в знак протеста в отставку, что не помешало ему вскоре стать главой республики.

Совершенно другое время, когда министр мог сам подать заявление об отставке, а потом стать главой республики. Это было последнее такое обращение в суд, после этого до Игнатьева в суд против решения Путина не подавали».

Макаркин заявляет, что поступок Федорова был поступком политика, с которым нужно было договариваться и считаться, в то время как подача иска Игнатьевым – решение человека, оказавшегося в экстремальной ситуации.

Сразу после «своевременной» смерти Игнатьева в сети стали ходить конспирологические теории об экс-губернаторе, умершем за несколько недель до рассмотрения в суде его иска против президента. После смерти бывшего главы Чувашии с социальной сети «Twitter» пользователи саркастично писали о том, что российские власти действуют по принципу «нет человека — нет проблемы».