Найти тему
Человек-метро

Станция Печора - четыре километра железнодорожного восторга

Оглавление

Город Печора - четвертый по численности населенный пункт Республики Коми во многом обязан железной дороге и в этой публикации мы с вами познакомимся с городским вокзалом, станцией и прогуляемся по окрестностям.

Станция Печора

Железнодорожная станция традиционно считается основным объектом железных дорог любой страны. Так сложилось, что в обывательской жизни для нас практически все места локации, где можно зайти в вагон или выйти с него на платформу (или даже прямо на щебень), является станцией. Однако же если попробовать быть корректными терминологически, станция это всё же то место, где есть путевое развитие (попросту есть стрелки и дополнительные пути, кроме главного/главных), позволяющее производить различные операции (не будем слишком подробничать). Например, приём и отправка поездов, скрещение и обгон (совсем как у автомобилей), операции по приёму, выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров и так далее.

В Печоре всё это есть и станция здесь полноценная. Простирается аж на 4 с лишним километра в длину.

Ночной вид на станцию Печора. Автор: Cmapuk_noxa6bl4 с сайта wikimapia.org
Ночной вид на станцию Печора. Автор: Cmapuk_noxa6bl4 с сайта wikimapia.org
Почти все пути станции на одной картинке. Схема автора
Почти все пути станции на одной картинке. Схема автора
Знак "Граница станции" в Печоре
Знак "Граница станции" в Печоре
Грузовой по нечётному отправляется с Печоры в сторону Кожвы. 2012 год
Грузовой по нечётному отправляется с Печоры в сторону Кожвы. 2012 год

Вокзал - железнодорожный парадный вход в город

Впрочем жителю и гостю города в подавляющем большинстве не так важно сколько на станции его города путей, стрелок и светофоров. Тут вы наверняка поддержите меня и согласитесь, что лицо станции всё же - это вокзал или что-то его заменяющее.

Вот и в самом начале своей железнодорожной истории печорцы практически сразу обрели здание, выполняющее роль вокзала. А иначе никак! Зимой как ожидать поезд?

Станция Печора. 1940-е годы. Источник: https://railwayz.info/photolines/
Станция Печора. 1940-е годы. Источник: https://railwayz.info/photolines/

По всей видимости практически сразу стало очевидно, что деревянный барак-вокзал не очень соответствует высокому статусу современного советского города, поэтому в 1950-х года не заставил себя ждать помпезный кирпичный дворец, построенный в архитектурных традициях того времени, называемых в народе "сталинским ампиром".

Вокзал станции Печора. Видны автобусы-ГЗА-651 и интересная скульптура
Вокзал станции Печора. Видны автобусы-ГЗА-651 и интересная скульптура
Из архива Андрея Давыдова. Источник: группа VK  https://vk.com/pechora_100streets
Из архива Андрея Давыдова. Источник: группа VK https://vk.com/pechora_100streets

Образ маститого вокзала, который являлся своеобразными въездными триумфальными воротами в город, гармонично дополнялся скульптурой мужчины, держащего свою дочку на плече.

Та самая скульптура
Та самая скульптура
А в руке - птица!
А в руке - птица!

В руке у девочки можно заметить голубя, которых взмывает в небо. Создаётся впечатление, что отец с дочерью кого-то встречает на вокзале! И похоже, что это действительно так и было! На одно исторической фотографии смутно виднеется еще одна скульптура - похоже это мама семейства!

Вокзал в 1960 году. Похоже вот она та, кого приветствует семья! Мама приехала домой!
Вокзал в 1960 году. Похоже вот она та, кого приветствует семья! Мама приехала домой!

Такая в общем-то тривиальная, но трогательная сцена. Однако сейчас ничего подобного в Печоре не увидишь - какой-то светлой голове пришла мысль, что вокзал к 1990-м годам обветшал и его срочно нужно снести, что и было сделано. Пока велась стройка нового, пассажиры поездов были вынуждены ютиться в металлическом ангаре.

Надо было так и оставить! А что, вполне в духе времени - неоавангардизм эдакий!
Надо было так и оставить! А что, вполне в духе времени - неоавангардизм эдакий!

Тем не менее, отбросив все шутки, новое здание вокзала всё же появилось и открыло двери для своих пассажиров в 2000 году. Это действительно достижение, так как времени эти были сложные для Печоры и Республики в целом - предприятия банкротились, начатые ранее стройки безнадёжно бросались, превращаясь в долгострои и недострои, а здесь бац и новый вокзал!

Строительство вокзала. 1999 год
Строительство вокзала. 1999 год
Вид со стороны перрона
Вид со стороны перрона
Вертолётный вид на вокзал
Вертолётный вид на вокзал
Вокзал зимой 2015 года
Вокзал зимой 2015 года

Вокзалов мне выдалось повидать немало, поэтому могу аккуратно сказать, что архитектурным шедевром назвать здание не приходится, старое советское здание выглядело более представительно, но, как у Высоцкого поётся, - "Жираф большой - ему видней!".

Прибытие пригородного поезда Ираель - Печора. 2009 год
Прибытие пригородного поезда Ираель - Печора. 2009 год
Во фронте по всей видимости ожидался монтаж какого-либо витража, но его так и не поставили...
Во фронте по всей видимости ожидался монтаж какого-либо витража, но его так и не поставили...

Вокзал Печоры сейчас позволяет приобрести билеты на любые поезда РЖД, более чем на 30 из которых можно прямо из Печоры уехать в разные стороны - в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саратов, Киров, Новороссийск, Адлер, Сыктывкар, Воркуту, Усинск, Лабытнанги.

Пригородный поезд сообщением Печора - Инта
Пригородный поезд сообщением Печора - Инта

Некоторые сюжеты на станции меня поражают, как, например, малосоставные пассажирские поезда (1-2 вагона), которые ведутся двухсекционными тепловозами. Некоторые замшелые железнодорожники мне объясняли это непростым профилем пути в сторону Инты, а другие поясняли нехваткой сугубо пассажирских локомотивов - что было, то и выдали!

-21
Пригородный ждёт оборота локомотива, а мы пока пройдёмся..
Пригородный ждёт оборота локомотива, а мы пока пройдёмся..

Станционные окрестности

Станция большая, поэтому обойти её всю представляет нетривиальную задачу (и нужно ли кому это?). Мне так и не удавалось, а вот кому-нибудь по служебной необходимости возможно и приходится (труд на железной дороге тяжелый).

Одна из приятных особенностей северных станций - это обилие различных старинных железнодорожных артефактов, о чём я рассказывал в публикации о станции Кожва.

На старом снимке 1988 года можно заметить обилие довоенных двухосных вагонов, используемых по всей видимости в качестве служебных бытовок.

Станция Печора в 1988 году. Автор фотографии: Юрий1971 с сайта http://railwayz.info
Станция Печора в 1988 году. Автор фотографии: Юрий1971 с сайта http://railwayz.info

Застать в наши время такой музей под открытым небом к сожалению уже не удастся, но кое-что еще находилось во время моих пеших прогулок.

Остов от какой-то служебной мотрисы. 2009 год
Остов от какой-то служебной мотрисы. 2009 год

От станции то и дело отходят различные подъездные пути, все не обойти!

Тупички
Тупички
-27
-28
-30

И вот мы подошли к самому интересному предприятию станции Печора, но о нём подробнее поговорим в следующей статье.

Конечно же это локомотивное депо!

Спасибо за ваше внимание и до скорой встречи, друзья!

Другие части цикла:

Часть 1. Республика Коми. Посёлок Кожва

Часть 2. Радиоактивный дом

Часть 3. Кожвинская лесобаза и её железная дорога, которые ушли в небытие.

Часть 4. Станция Кожва - железнодорожный заповедник

Часть 5. Печорский железнодорожный мост - переправа ценою в жизнь, которая могла быть взорвана

Часть 6. Город Печора - оазис в тайге

Часть 7. Город Печора - дом железнодорожников

Часть 8. Печорский автобус. Последний Икарус

Часть 9. Локомотивное депо Печора. Как тепловозы морили холодом

Подписывайтесь, друзья, впереди еще много интересного!