Город Печора - четвертый по численности населенный пункт Республики Коми во многом обязан железной дороге и в этой публикации мы с вами познакомимся с городским вокзалом, станцией и прогуляемся по окрестностям.
Станция Печора
Железнодорожная станция традиционно считается основным объектом железных дорог любой страны. Так сложилось, что в обывательской жизни для нас практически все места локации, где можно зайти в вагон или выйти с него на платформу (или даже прямо на щебень), является станцией. Однако же если попробовать быть корректными терминологически, станция это всё же то место, где есть путевое развитие (попросту есть стрелки и дополнительные пути, кроме главного/главных), позволяющее производить различные операции (не будем слишком подробничать). Например, приём и отправка поездов, скрещение и обгон (совсем как у автомобилей), операции по приёму, выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров и так далее.
В Печоре всё это есть и станция здесь полноценная. Простирается аж на 4 с лишним километра в длину.
Вокзал - железнодорожный парадный вход в город
Впрочем жителю и гостю города в подавляющем большинстве не так важно сколько на станции его города путей, стрелок и светофоров. Тут вы наверняка поддержите меня и согласитесь, что лицо станции всё же - это вокзал или что-то его заменяющее.
Вот и в самом начале своей железнодорожной истории печорцы практически сразу обрели здание, выполняющее роль вокзала. А иначе никак! Зимой как ожидать поезд?
По всей видимости практически сразу стало очевидно, что деревянный барак-вокзал не очень соответствует высокому статусу современного советского города, поэтому в 1950-х года не заставил себя ждать помпезный кирпичный дворец, построенный в архитектурных традициях того времени, называемых в народе "сталинским ампиром".
Образ маститого вокзала, который являлся своеобразными въездными триумфальными воротами в город, гармонично дополнялся скульптурой мужчины, держащего свою дочку на плече.
В руке у девочки можно заметить голубя, которых взмывает в небо. Создаётся впечатление, что отец с дочерью кого-то встречает на вокзале! И похоже, что это действительно так и было! На одно исторической фотографии смутно виднеется еще одна скульптура - похоже это мама семейства!
Такая в общем-то тривиальная, но трогательная сцена. Однако сейчас ничего подобного в Печоре не увидишь - какой-то светлой голове пришла мысль, что вокзал к 1990-м годам обветшал и его срочно нужно снести, что и было сделано. Пока велась стройка нового, пассажиры поездов были вынуждены ютиться в металлическом ангаре.
Тем не менее, отбросив все шутки, новое здание вокзала всё же появилось и открыло двери для своих пассажиров в 2000 году. Это действительно достижение, так как времени эти были сложные для Печоры и Республики в целом - предприятия банкротились, начатые ранее стройки безнадёжно бросались, превращаясь в долгострои и недострои, а здесь бац и новый вокзал!
Вокзалов мне выдалось повидать немало, поэтому могу аккуратно сказать, что архитектурным шедевром назвать здание не приходится, старое советское здание выглядело более представительно, но, как у Высоцкого поётся, - "Жираф большой - ему видней!".
Вокзал Печоры сейчас позволяет приобрести билеты на любые поезда РЖД, более чем на 30 из которых можно прямо из Печоры уехать в разные стороны - в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саратов, Киров, Новороссийск, Адлер, Сыктывкар, Воркуту, Усинск, Лабытнанги.
Некоторые сюжеты на станции меня поражают, как, например, малосоставные пассажирские поезда (1-2 вагона), которые ведутся двухсекционными тепловозами. Некоторые замшелые железнодорожники мне объясняли это непростым профилем пути в сторону Инты, а другие поясняли нехваткой сугубо пассажирских локомотивов - что было, то и выдали!
Станционные окрестности
Станция большая, поэтому обойти её всю представляет нетривиальную задачу (и нужно ли кому это?). Мне так и не удавалось, а вот кому-нибудь по служебной необходимости возможно и приходится (труд на железной дороге тяжелый).
Одна из приятных особенностей северных станций - это обилие различных старинных железнодорожных артефактов, о чём я рассказывал в публикации о станции Кожва.
На старом снимке 1988 года можно заметить обилие довоенных двухосных вагонов, используемых по всей видимости в качестве служебных бытовок.
Застать в наши время такой музей под открытым небом к сожалению уже не удастся, но кое-что еще находилось во время моих пеших прогулок.
От станции то и дело отходят различные подъездные пути, все не обойти!
И вот мы подошли к самому интересному предприятию станции Печора, но о нём подробнее поговорим в следующей статье.
Конечно же это локомотивное депо!
Спасибо за ваше внимание и до скорой встречи, друзья!
Другие части цикла:
Часть 1. Республика Коми. Посёлок Кожва
Часть 3. Кожвинская лесобаза и её железная дорога, которые ушли в небытие.
Часть 4. Станция Кожва - железнодорожный заповедник
Часть 5. Печорский железнодорожный мост - переправа ценою в жизнь, которая могла быть взорвана
Часть 6. Город Печора - оазис в тайге
Часть 7. Город Печора - дом железнодорожников
Часть 8. Печорский автобус. Последний Икарус
Часть 9. Локомотивное депо Печора. Как тепловозы морили холодом
Подписывайтесь, друзья, впереди еще много интересного!