Вопрос, наверное, от протестантов.
- «У протестантов есть такое понятие, как "Великое поручение", в этом состоит их основная миссия. Каков православный взгляд на эту тему? Я не видел, чтобы православные ходили по домам или настойчиво зазывали в храм и т. д. Спасибо».
Поясню для тех, кто не в курсе. «Великое поручение» ― это слова Христа, сказанные Им апостолам уже после Воскресения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19). Христос послал Своих учеников просвещать все народы. Это и есть Великое поручение. Апостолы это исполняли, проповедовали в других странах. Со временем протестанты подхватили эту цитату, якобы это касается всех, и задача всех христиан состоит в том, чтобы всех просвещать и проповедовать. Будто бы в этом состоит их основная миссия.
Я не знаю, насколько это так, действительно ли протестанты смотрят на это, как на основную миссию, во всяком случае, автор именно так написал в вопросе.
Православный взгляд на это. Мы тоже слышим слова Христа, этот призыв: «Идите, научите все народы». На протяжении двух тысячелетий существования христианства мы так и поступаем, иначе оно не было бы так распространено, как сейчас. Возьмите, к примеру, нашу страну. Сколько у нас народностей живет? Двести или больше? Еще в царские времена, в XVIII- XIX веке, переводили на языки этих народностей Священное Писание, проповедовали им на их языках и обращали их в христианство, в православие. Возьмите, например, мордву. Этот народ живет в России, они православные христиане. Среди чувашей, татар много православных христиан. Среди всех народностей (а их на самом деле много), большое количество христиан.
Конечно, не все переходили в христианство, кто-то сохранял свою веру. Это о чем говорит? Что христианство у нас распространялось относительно мягко. Может, насилие и было, но всё познается в сравнении, и это тоже надо учитывать. С современными мерками демократии, толерантности и прав человека подходить к средним векам, эпохе Возрождения будет неправильным.
Нас критикуют, что Иван Грозный был злодеем, столько народа загубил за годы своего правления! В то же время в Европе за одну только Варфоломеевскую ночь было казнено людей больше, чем за все годы его правления. Так что всё познается в сравнении. У нас всё было достаточно лояльно, распространялось довольно терпимо и мягко, иначе не сохранилось бы такого количества народностей, все бы просто русифицировались, были православными христианами, уничтожились бы самобытность, культура, обычаи, традиции исконных народов. А они сохраняются до сих пор! Это свидетельствует о том, что христианство распространялось, но не мечом и огнем, а проповедью и личным примером.
За границей наши русские миссии были всегда. К примеру, Николай Японский в Японии. Это наш русский святой, родился в России, потом поехал в Японию священником в составе посольства, выучил язык этой страны, начал проповедовать, и дело его пошло. В итоге, мы имеем Японскую православную церковь. В Китае происходило таким же образом, на Аляске.
Что касается древних восточных патриархатов: Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского, Антиохийского ― там ситуация другая. Дело в том, что они на протяжении почти полутора тысяч лет находятся под властью мусульман, которые запрещали проповедовать. То есть, если ты христианин, ты можешь проповедовать для христиан. Проповедовать кому-то другому, кого-то в христианство обращать ― Боже упаси! Даже язычников нельзя, а если ты мусульманина в христианство переведешь, то казнят сразу обоих: мусульманина и того, кто его крестил. Поэтому миссия на территории древних патриархатов была практически остановлена, столетиями там не было проповедей. И «Великое поручение», как его называют протестанты, невозможно было выполнить.
Но, тем не менее, христианство там сохранилось. Если внимательно следить за событиями на Ближнем Востоке, то есть сведения, что в Ираке было несколько сотен христиан, а осталось немного. В Сирии есть христиане, мы это слышим и видим по новостям. Откуда они там? Они там были всегда. Христианство существовало, но оно не распространялось. Оно было анклавом, и всё.
Самое главное, что я хотел бы сказать о православном взгляде: кем бы ты ни был, что бы ты ни делал, чем бы ты ни занимался, какой бы пост не занимал, ты не сможешь сделать больше добра, чем есть в тебе. Будь ты священником, проповедником или простым работягой ― не важно! Ты можешь сделать добра ровно столько, сколько есть в тебе самом. Поэтому, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. Спаси себя, и вокруг тебя люди спасутся. Ты сам еще не вполне христианин! Себя сначала сделай таким христианином, о котором Христос сказал: «...вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1:47). Это Он сказал о Нафанаиле. Вот когда Христос скажет о тебе такое, тогда ты молодец! А пока ты только начинающий, займись собой!
У протестантов в этом состоит основная миссия. Я слышал, что люди, приходя к протестантам, буквально через месяц – два уже идут проповедовать. Он еще, как пирожок из печки, еще не понял, что он протестант, а уже идет раздавать Евангелие, Библию, проповеди читать. Я этого не понимаю! Протестанты специфически понимают и трактуют слова Христа: «Идите и учите народы».
Я ставлю себя на место молодого протестанта, который только вчера пришел в общину, а ему тут же говорят: «И тебе тоже это Христос сказал: “Иди, научи все народы!”». И как приятно при этом ощущать, что ты посланник Самого Христа! Вот так, свысока: «Ты должен научить все народы!». А ведь это очень хорошая почва для развития гордыни, превозношения: «Я вас сейчас уму-разуму научу». Опять-таки, возвращаясь к политической обстановке на Ближнем Востоке, протестантские страны ― Америка же протестантская страна ― идут и учат все народы. Чему? Демократии. Что же они пришли на Восток учить всех своей демократии? У себя учите, с себя начните! Сначала у себя всё установите! Со своими мерками в чужой монастырь не ходят.
Я не думаю, что хождение по домам и настойчивое зазывание в храм чему-то способствуют. В этой связи, на десерт, расскажу один случай, описанный где-то в книгах, исторических мемуарах в конце XVIII века.
Некий вельможа у нас, в России, приехал на богомолье в один из монастырей и заметил перед службой, когда колокол звонил, что он треснул: колокол не гудит, звука нет. Он к игумену подошел или подозвал его и говорит: «Что же это такое, батюшка? Колокол-то не звонит!». А игумен отвечает: «Да вот, в холода треснул». ― «А что же вы не попросили императрицу, когда она не так давно была, заменить колокол?». Игумен замечает: «Так он сам ее об этом просил, а она его голоса не услышала! А его-то голос громче моего!».
Вот так вот, помогай Господь!