Данное исследование я проводил в середине 2019 года в личных целях. Частично выкладываю его в общий доступ в расчёте на развитие КОЛИВИНГОВ в России. Эта работа не была бы проделана без профессиональной поддержки Руслана Антипова - маркетолога и ментора.
Коливинги – относительно новое явление на глобальном рынке, которое, возможно, является развитием идеи студенческих кампусов и общежитий, однако, с большей тематической составляющей: совместное проживание (экономия на затратах) в сообществах, зачастую предварительно сформированных, по интересам или на общих принципах:
- общие профессиональные интересы: digital nomads, фрилансеры, креативный класс (https://www.entrepreneurhouses.com );
- развитие, взаимное обучение, образование, расширение кругозора (www.smenastation.com);
- воплощение на практике экологических и ЗОЖ идей (http://economadia.org);
- основатели стартапов, социальные предприниматели (https://www.startupfactory.be).
Euromonitor International включил развитие коливингов в свой список 10 потребительских трендов 2018 года (Top 10 Global Consumer Trends for 2018).
Рост популярности коливингов объясняется желанием многих людей быть в сообществе похожих по духу и ценностям людей, с которыми можно быстро найти общий язык и, даже, запустить бизнес.
В качестве других плюсов Coworkingresources.org указывает на сокращение затрат, поддержку сообщества, коллективные действия, и чувство принадлежности. Коливинги особенно популярны среди молодых людей, особенно «цифровых кочевников» (digital nomads), которые хотят иметь возможность путешествовать и не быть связанными ипотекой.
Тренды рынка коливингов:
Есть основания полагать, что развитие рынка коливингов в большей или меньшей степени повторит динамику рынка коворкингов – пространств совместной работы, причин тому несколько:
1. Общая целевая аудитория – основа которой являются фрилансеры и «digital nomads»;
2. Общие принципы – sharing economy – экономика совместного потребления: шведский проект https://www.techfarm.life разработал проект здания где на 60% сокращена средняя площадь помещений, используемых жителем – за счёт сокращения «личного пространства» и совместного пользования «общественных пространств» (столовых, залов, игровых комнат и т.п.);
3. Общие игроки – крупные сети коворкингов, а также сервисы по сдаче/найму жилья заявили или уже пошли по пути создания коливингов.
Компания ИКЕА совместно с лабораторией Space10, провела исследование http://onesharedhouse2030.com/results/ о готовности людей проживать в коливингах.
Подробнее об исследовании здесь!
Основные игроки рынка:
Владелец крупнейшего коливинга в мире – “Old Oak” (компания “The Collective”, Великобритания) – в 2018 году привлек $400 млн. на экспансию в США. Основатель “The Collective” - Реза Мёрчент, утверждал, что заполняемость “Old Oak” - 100%, средний возраст резидентов - 28 лет, более 50% из которых проживают в коливинге более года. Реза Мёрчент на тот момент считал своим главным конкурентом – крупнейшую сеть коворкингов WeWork, и планировал построить 4500 квартир для совместного проживания в Великобритании, США и Германии. На сайте компании на апрель 2019 года анонсировано открытие 1 коливинга в США и 1 в Великобритании.
Кроме “The Collective” на рынке сформировались сети специализирующиеся на коливингах, например, компания «The Common» управляет 6 пространствами в Нью-Йорке, 3 в Чикаго; в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Вашингтоне, и Сиэтле по 2 пространства.
MEDICI Living Group управляет как сервисом «легкой среднесрочной аренды жилья» - Medici Living, так и коливингами для длительного проживания ”The Quarters”, расположенными в Берлине, Нью-Йорке и Чикаго.
Германская Rent24 управляет 5 коворкингами в США и более чем 50 другими объектами в Европе и Израиле, включая, Сербию (2), Хорватию(1), Украину (3) и Россию (1). Под управлением компании находятся в т.ч. комнаты переговоров и площадки для мероприятий. На сегодня Rent24 запустила 1 коворкинг в Берлине и анонсирует запуск ещё 2 в Берлине, по одному в Гамбурге, Хемнице и Загребе.
Индийский операторов коворкингов IndiQube (39 рабочих пространств) в январе 2019 года заявил о строительстве своего первого коливинга, см. http://www.forbesindia.com/article/startups/indiqube-work-from-home/52163/1
Проанализировать существующий рынок коливингов и предсказать его перспективы пытаются крупнейшие аналитические агентства в области недвижимости:
- о перспективах индийского рынка пишет KnightFrank;
- Colliers International задается вопросом: смогут ли коливинги повторить успех коворкингов (февраль 2019).
Динамика рынка Коворкингов:
Если 10-12 лет назад в Москве понятие «коворкинг» отсутствовало, то по данным на начало 2017 года, в России зарегистрировано свыше 300 коворкингов, более 100 из них в Москве.
В 2019 г. в Москве планируется открытие 15 крупных коворкингов совокупной площадью 46 тыс. кв. м. (Colliers International); это на 42% выше аналогичного показателя 2018 года (32,4 тыс. кв. м). Итог может быть ещё выше за счет открытия небольших несетевых коворкингов. Если в Берлине на 1 млн жителей приходится 28 коворкингов, в Барселоне — 24, в Нью-Йорке — 18, в Лондоне и Париже — 14 и 10 соответственно, то в Москве их всего семь. https://realty.rbc.ru/news/59bfc5a99a7947e7230a62af
В мире в 2017 году насчитывалось 13 тысяч коворкингов, на площадках которых трудились более 1,2 миллиона человек. На начало 2019 года число резидентов коворкингов увеличилось вдвое, прежде всего за счёт выхода на рынок крупных игроков прежде всего развития компании WeWork.
WeWork (США), также экспериментирует на рынке коливингов - в Нью Йорке и Вашингтоне открыто по 1 коливингу WeLive.
В период 2017-2018 г.г. игроки рынка коливинга активно привлекали инвестиции: https://www.smallbizlabs.com/2018/05/co-living-startups-continue-to-attract-funding.html
Игроки рынка (сложившиеся сети) можно рассматривать не только как «доноров» трафика ЦА, но и в качестве партнёров/соинвесторов в частности в таких областях:
- соинвестирование в строительство и дальнейшем управление коливингом;
- приобретение ПО и методик управления;
- партнёрство в обмене клиентами/резидентами;
- развитие рынка, продвижение идей экономики совместного потребления и т.д.
Резиденты коливингов, Анализ целевой аудитории:
Основными потребителями услуг совместного проживания являются digital nomads, фрилансеры, креативный класс – люди, не привязанные к определённому месту работы (офису, географической точке и месту проживания, соответственно), и в тоже время работающие на быстро изменяющихся рынках, мультикультурных средах.
Благодаря анализу данных размещенных в открытом доступе, в частности на агрегаторе www.homy-coliving.com, можно с достаточной уверенностью предположить, что:
- средний возраст резидентов около 30 лет,
- количество резидентов мужчин незначительно превышает количество женщин (за исключением некоторых исключительно “женских” коливингов),
- семейные пары составляют 10-20% резидентов;
- длительность проживания зависит от местоположения/климата, однако везде срок проживания “более 3-х месяцев” декларируется в более чем 50% случаях.
По типу занятости резидентов коливингов можно разделить на 4 категории: постоянно работающие, самозанятые (фрилансеры), путешественники (номады), другие. Процентное соотношение категорий позволяет предположить, что в странах Северной Европы – большая часть проживающих заняты постоянно, в Южной Европе – базируются не привязанные к постоянной работе номады.
Динамика поисковых запросов Google, а также количество участников групп и хештегов в социальных сетях демонстрируют устойчивый рост и наличие постоянно растущей аудитории, в частности цифровых кочевников - Digital Nomads.
Среднемесячные запросы Yandex:
Количество участников групп и постов в социальных сетях:
Кроме того, на рынке присутствуют несколько агрегаторов, которые предоставляют потенциальной аудитории коливингов и других мест размещения услуги по поиску, сравнению и бронированию мест совместного проживания (коливингов в т.ч.) для digital nomads, а так же сопутствующим услугам (например, страхование), в частности: NomadSpace App,
Например, https://nomadlist.com/ - рейтинг/путеводитель по городам для «цифровых кочевников» + сервис страхования – более 10 000 участников сообщества. Сервис позволяет ранжировать территории (города) в зависимости от макрорегиона и близости к текущему месту нахождения, стоимости проживания, уровня безопасности (в т.ч. для женщин), чистоты воздуха, близости пляжей и т.п.
Наиболее популярными по количеству «независимых», т.е. не входящих в крупные сети, коливингов в Европе являются южные страны, в частности Испания и Португалия (в т.ч. острова); теплый климат, готовая инфраструктура и хорошая транспортная доступность – это скорее места проживания в теплом климате и отдыха.
В Северной Европе коливинги специализированы на снижении издержек за счёт совместного проживания – средний срок проживания в некоторых более года – 100%.
В балканских странах Юго-восточной Европы: Сербия, Болгария, Черногория, Греция – по одному-два коливинга – процесс только начинается, сказываются меньшая транспортная доступность, относительно «короткий» сезон и низкие затраты на “обычное” жильё.