Найти в Дзене
Беерот Ицхак

Наше поколение — последнее перед Машиахом?

Оглавление

«Каждому поколению, в дни которого не отстроен Храм, это засчитывается, будто Храм разрушен в его дни» (Йерушалми, Йома, 1:1).

Таким образом, наши мудрецы возложили ответственность за разрушение Храма на каждое поколение, в дни которого он не был отстроен. Если были бы исправлены причины, которые привели к разрушению Храма, то мы наверняка удостоилось бы увидеть его отстроенным.

Возникает вопрос: тогда наши предки не устояли в испытаниях и привели своими делами к разрушению Храма; затем мудрецы Мишны и Гемары не удостоились того, чтобы он был отстроен; так какие могут быть претензии к нам, чтобы говорить, будто он «как будто разрушен в наши дни»?

Как смогут последние – поколения внешнего служения – исправить изъяны, приведшие к разрушению, – при всем внутреннем служении прежних?

Также следует понять: у Адама, Первого Человека, тело и душа до греха были чисты [от всех следов материальности и приземленности]: «Адам был осенен и увенчан венцом святости и славы безмерно» («Даат Тора», стр. 110). Но после того, как он оступился в грехе, был изгнан из райского сада в материальный мир. «И действительно, когда он согрешил, он не только не удостоился того уровня, на который мог бы подняться, но и потерял то, что было у него, – и пал, став человеком приземленным и презренным, как ныне» (там). Он получил новый путь служения Всевышнему – в испытаниях сокрытия и природного правления: «В поте лица своего будешь есть хлеб» (Берешит, 3:19).

Непонятно: если Первый Человек на высоте той ступени, на которой он был приближен ко Всевышнему до греха, не сумел устоять в испытании, то как возможно, что после своего падения он успешно устоит в испытании на новой ступени – ступени сокрытия и материальности?

Также следует спросить: если первые поколения не устояли в испытании и в наказание за это были низведены со своей ступени во тьму изгнания и сокрытия, то как же они сумеют исправить изъяны и неудачи во тьме изгнания? Ведь изгнание для них не исправление [хотя оно и является конечной целью]; напротив, оно становится лишь причиной того, что испытание сокрытием становится еще тяжелее. Более того: поскольку [как сказали наши мудрецы (Авот, 4:2)]: «грех влечет за собой грех», то после того, как человек оступился и сошел со своей ступени, он может теперь упасть еще. Если так, то как он вообще достигнет исправления?

Наши мудрецы говорят (в конце мишны Сота) о низменных и дерзких последних поколениях [перед приходом Машиаха], поколениях, называемых иквета де-Мешиха: «Истины не будет; юноши позорят старцев… лицо поколения – как морда собаки». Виленский Гаон объясняет слово иквета как экев – пятка. Пятки человека – самые низкие части его тела. Последние поколения становятся «мелкими», опускаются духовно в сравнении с первыми. Это также требует объяснения: если ступень поколений снижается, низость и дерзость возрастают, то почему именно эти поколения удостаиваются быть «пятами Машиаха», – больше, чем первые, стоявшие на более высокой ступени?

читать дальше