Уже более пятисот лет сюжету, где цветущее девичье тело обнимает костлявая Смерть.
Потребность осмысления смерти в европейском искусстве появилось после чудовищной эпидемии чумы середины XIV века. Если средневековое сознание воспринимало смерть естественно, как переход в жизнь вечную, то Возрождение, сконцентрировавшись на распространении гуманистических идеалов, испытало настоящий ужас перед мимолётностью земных радостей.
Примечательно, что этот сюжет использует для своей поэмы-сказки молодой Алексей Пешков – будущий Максим Горький – атеист и основоположник литературы социалистического реализма.
О смерти он знает не понаслышке: рано лишившись всех близких, в юности он совершает две попытки суицида. Чтобы залечить душевные раны, Алексей Пешков весной 1891 года отправляется "странствовать по Руси". В тифлисский период он пишет множество высокопарных стихотворных набросков в подражание Байрону, из которых и рождается поэма "Девушка и Смерть".
На траве атласной, в лунном блеске
Девушка сидит богиней вешней.
Как земля гола весною ранней.
Грудь ее обнажена бесстыдно.
И на коже шелковистой, ланьей
Звезды поцелуев ярко видны.
Два соска, как звезды, красят грудь,
И — как звезды — кротко смотрят очи
В небеса, на светлый Млечный путь,
На тропу синеволосой ночи.
Под глазами голубые тени,
Точно рана — губы влажно алы.
Положив ей голову в колени,
Дремлет парень, как олень усталый.
(Отрывок из поэмы Алексея Пешкова "Девушка и Смерть". )
Произведение с первой попытки в печать не попало, потому что редактор казанской газеты "Волжский вестник", куда Пешков отослал поэму, нашёл её нецензурной. Зато спустя почти сорок лет "Девушку и Смерть" похвалил сам товарищ Сталин. Известная фраза лучшего друга всех писателей "Эта штука сильнее чем Фауст Гёте" (без запятой: пунктуация авторская) была написана прямо в книге, из которой Горький зачитал свою поэму перед Сталиным, Молотовым и Ворошиловым в подаренном писателю особняке Рябушинского в Москве.
Примерно в это же время появляется иллюстрация Кузьмы Петрова-Водкина "Смерть и Дева". Примечательно, что первая встреча Максима Горького и Кузьмы Сергеевича произошла много раньше, в пределах 1893-1895 годов, когда юный Петров-Водкин предпринимал попытки стать писателем и принёс на суд Горькому свою религиозно-философскую поэму. Получив отповедь от Алексея Максимовича, Кузьма Петров-Водкин направил свои творческие силы в изобразительное искусство.
И вот спустя четыре десятилетия Кузьма Сергеевич рисует акварельную иллюстрацию для юношеской поэмы Горького. Художник на тот момент вступил в заключительный период своей жизни – у Петрова-Водкина уже диагностирован туберкулёз. Однако, в его профессиональной деятельности наступает расцвет – Кузьма Сергеевич становится первым председателем правления только что созданного Ленинградского отделения Союза советских художников, да и лучшие работы ещё впереди. Максиму Горькому тоже осталось немного, но эти годы также будут плодотворны. Председательство в Союзе советских писателей, премьера пьесы "Враги", ностальгическое путешествие по Волге, продолжение работы над романом "Жизнь Клима Самгина" – вот часть того, что ещё ждёт Горького в течение четырёх последних лет, которые отмерила ему старуха с косой.
Честно сказать, я наткнулась на эту иллюстрацию, когда искала что-нибудь у Кузьмы Петрова-Водкина для разбора живописи по контрастам. Соседство молодого цветущего тела и костлявой Смерти само по себе сильнейший контраст, однако выразительные средства цвета в иллюстрации использованы скупо. Но иллюстрация меня сильно зацепила, поэтому я и написала для вас эту историю.
С той поры Любовь и Смерть, как сестры,
Ходят неразлучно до сего дня,
За любовью Смерть с косою острой
Тащится повсюду, точно сводня.
Ходит, околдована сестрою,
И везде — на свадьбе и на тризне
Неустанно, неуклонно строит
Радости Любви и счастье Жизни.
(Заключительная часть поэмы Алексея Пешкова "Девушка и Смерть". )
1892 г.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.
Себестоимость акварельной картины 50х56. Считаю и рассказываю