Найти в Дзене
Капитан A320

Заглянем в кабину Airbus А320?

Довольно типичный вопрос - как пилоты не путаются в огромном количестве кнопочек, рычажков и тумблерочков в кабине? Ответы разные, но... Давайте я вам все покажу, и вы поймете - ничего там сложного нет. Вот кабина самолета Airbus A320:

(Фото из открытых источников)
(Фото из открытых источников)

Для начала выделим основные органы управления, их немного:

1. Sidestick (боковая ручка управления) - это аналог штурвала, с помощью сайдстика самолет управляется по тангажу и крену. У второго пилота он под правой рукой, у КВС под левой.

2. Rudder pedals - педали руля направления, служат для управления самолетом по рысканью в полете, для управления на земле (руление), на них же установлены и тормоза.

3. ThrustLevers - рычаги управления двигателями (РУД). На А320 они больше служат для выбора режима автомата тяги, но есть возможность управлять тягой и напрямую.

4. Flaps lever - рукоятка управления закрылками.

5. Speedbrakes lever -рукоятка управления воздушными тормозами.

6. Landing gear lever- рукоятка управления уборкой/выпуском шасси.

7. Pitch Trim wheels - колеса триммирования.

(Фото из открытых источников)
(Фото из открытых источников)

Уже почти все понятно, правда? Но как же куча кнопочек и экранчиков между всем этим? Тут тоже просто - разделим все на 4 зоны.

(Фото из открытых источников)
(Фото из открытых источников)

Зона №1 - потолочная панель (overhead panel ). Тут сосредоточено управление почти всеми системами.

Overhead panel (Фото из открытых источников)
Overhead panel (Фото из открытых источников)

Зона №2 - козырек приборной панели (glareshield) - здесь находится панель управления автопилотом (FCU - flight control unit)и сигнальные лампы.

Зона №3 - приборная панель (Capt + F/O + Сentre panels). Тут находятся экраны (ЖК) заменяющие на А320 привычные стрелочные приборы. Экранов всего 6, но 2 самых правых (capt panel) практически дублируют 2 самых левых (F/O panel). Слева направо:

1. PrimaryFlightDisplay - основной пилотажный дисплей. Авиагоризонт, скорость, высота, вертикальная скорость и т.д.

2. NavigationDisplay - навигационный дисплей. Все ясно из названия.

3. Engine/WarningDisplay - на этом дисплее выводятся параметры двигателей, положение механизации и сообщения в случае каких-либо неисправностей.

4. (ниже 3-го) System Display - системный дисплей - здесь выводятся данные о состоянии различных систем (топливной, системы кондиционирования, электросистемы и т.д.), а также общее состояние самолета (status).

Pedestal (Фото из открытых источников)
Pedestal (Фото из открытых источников)

Зона №4 - pedestal - пьедестал. Помимо уже известных нам органов управления здесь размещены панели управления системным дисплеем (2), радиостанциями (3), метеолокатором (4) и самолетным ответчиком (5). А также Switching panel (6) - позволяющая выбирать источники данных для отображения на дисплеях командира и второго пилота и два MCDU (1)- Multipurpose Control and Display Units - многофункциональные блоки управления автопилотом. Их отличие от FCU в том, что при помощи FCU мы отдаем автопилоту прямые команды, а при помощи MCDU мы автопилот программируем - объясняем ему наши намерения. А чуть ниже РУД-ов находятся Engine master switch - рукоятки включения/отключения двигателей (извините, но русского аналога не смог подобрать).

Engine panel
Engine panel

Как видите, все очень логично и понятно. Сложно в этом "заблудиться".

И на сладкое - виртуальная экскурсия по кабине Airbus A320!

Больше статей - тут!