Война 1812 г. – один из самых спорных эпизодов российской истории, с которым связано немалое количество мифов и заблуждений. Рассмотрим некоторые наиболее характерные из них.
Наполеон хотел захватить Россию
В реальности Бонапарт не планировал превращать Россию во французскую колонию, а был заинтересован лишь в том, чтобы подчинить своей воле российскую внешнюю политику. Александра I, однако, на устраивала вассальная роль, пусть даже на довольно почетных условиях. Такой альянс к тому же не имел экономической основы.
Ключевым торговым партнером России в ту пору являлась Британия. Соблюдение же ее континентальной блокады в соответствии с требованиями Наполеона сильно ударило бы по российскому бюджету.
Россия стремилась к миру с Францией
После Эрфуртского съезда стало очевидно охлаждение отношений между двумя державами. Образование на западных рубежах России французского протектората сделало войну в Польше одним из основных устремлений Александра. Российские же войска с 1810 г. подготавливались скорее к наступательной кампании, чем к оборонительной. О принципиальной враждебности Александра к Бонапарту говорит и отказ ему в браке с великой княжной Екатериной в достаточно унизительных для Наполеона обстоятельствах.
Военный план генерала Пфуля был бездарным
В основу его плана была положена успешно использованная при обороне Лиссабона от французов линия обороны Торрес-Ведрас. Предполагалось половиной войск сдерживать врага с опорой на Дрисский лагерь, а другой половиной действовать на коммуникации. Российские территории, однако, сильно отличались размерами от португальских. Таким образом, стратегия Пфуля оказалась слишком отвлеченной от жизни.
Неудача проекта подорвала авторитет Пфуля и он покинул Россию. Однако позже, когда его основная идея (действия на коммуникации) привела к успеху, Пфуль был произведен в генерал-лейтенанты.
Кутузов – гениальный полководец
До 1812 г. Кутузов не зарекомендовал себя, как выдающегося военачальника. На его совести была неудачная кампания 1805 г., и фельдмаршальского чина он до 12-го года так и не был удостоен. Однако в критических условиях российскому обществу необходим был символ национального сопротивления. И наиболее подходящей фигурой, непосредственно связанной со временами славных побед Румянцева и Суворова, оказался Кутузов.
Бородинское сражение – выдающаяся победа русской армии
Не утихают споры по поводу того, кто же здесь победил или, кто победил в большей степени. В наполеоновскую эпоху же существовали четкие критерии победы или поражения в баталии. Победителем считалась, как правило, та сторона, которая оставила за собой поле битвы. Отступивший, соответственно, считался потерпевшим поражение. После сражения именно русская армия покинула поле боя, отступив к Москве и имея большие потери.
Французы сожгли Москву из чувства мести
Как это ни странно, московский пожар в наименьшей степени на руку был именно французам, так как Бонапарт намеревался в Москве перезимовать. Именно этот пожар оказался одной из основных причин отступления французских войск. В пользу того, что поджог – дело рук российской стороны, говорит и то обстоятельство, что перед сдачей из города было вывезено все пожарное оборудование.
Французскую армию сгубили сильные морозы
Архивные сведения говорят о том, что в 1812 г. температура на снижалась до отрицательных цифр до самого конца ноября, а в период переправы через Березину достигала порядка -4 градуса. Такая погода, как показала практика военных действия в Восточной Европе, была вполне переносимой для французов. Гораздо более пагубными оказались голод и деморализация.