Найти тему

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.22): ПОЛНОЕ ОТСТУПНИЧЕСТВО

(Евр. 6:4–8)

Евреям 6:4–8 — резкий отрывок, открывающий нам тревожную истину: если мы не поспешим к «совершенству», то мы подвергнемся риску стать отступниками, или полностью отпасть от веры.

«Ибо невозможно однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божьего и сил будущего века, и отпавших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божьего и выставляют на позор».

МЫ МОЖЕМ ОТПАСТЬ (6:4–6)

Этот текст предупреждает об опасности отступничества. Он представляет огромную трудность для тех, кто считает, что отступничество невозможно. Их самый распространённый аргумент состоит в том, что люди, о которых идёт речь, никогда не были по-настоящему обращены. Хотя Артур Пинк верил, что настоящему христианину невозможно отпасть, он сделал ценное замечание: «Тем, кто лишь болтает о своей вере, не от чего “отпадать”». По крайней мере, он признал, что те, кто подпадает под данное описание, были больше, чем просто заявляющими о своей вере.

Другие заявляют, что единственное доказательство обращения — это «постоянство». Этот довод также опровергается нашим текстом, который указывает, что упомянутые в нём люди были настоящими обращёнными, но отпали. Конечно, мы должны оставаться верными на протяжении всей жизни; но это не является единственным доказательством того, что человек был обращён по-настоящему.

Даже Джеймс Дрэйпер, отстаивавший невозможность отступничества, допускал, что «мы не можем достичь совершенства в чём-либо, если и не начинали это делать». Отступники, описанные в этом отрывке, начали христианскую жизнь, но не развивались, как должны были. О таких людях речь снова заходит в 10:26, где они описаны как добровольно отвергнувшие жертву Христа. Поступив так, они пренебрегли единственным средством, которое позволяет испытать покаяние.

Описанные в 6:4–6 были не те люди, которые никогда не знали Господа; это были христиане, утратившие свою веру. Опасность отступничества «реальная, а не вымышленная; а иначе это послание с его громкими предостережениями должно быть отброшено как пустое, никчёмное и нелепое» (Хьюз).

Как бы печально это ни было, истинный христианин может перестать верить в историю Христа и отпасть (Рим. 11:22; Гал. 5:4). Автор Послания к евреям не считал, что если человек был однажды спасён, то спасение ему гарантировано навсегда. Как не верил он и в то, что однажды спасённый человек будет всегда возвращаться к Господу и так будет спасён. Вдохновенный автор верил, что человек может снова пропасть навсегда и остаться в таком положении. Он как раз и говорит о таких, «отпавших», христианах (ст. 6).

Никто не может сказать, что эти люди, которые отпали, лишь «казались» христианами, ибо они получили слишком много божественных благословений. Могли они обмануть Самого Бога и таким образом получить эти духовные дары из Его рук? Только Бог может наделять «силами будущего века» (ст. 5). То же самое слово, «силы» (динамис), в 2:4 переводится как «чудеса» (Современный Перевод; см. также Слово Жизни и Российское Библейское Общество). Спрашивается: даровал бы Бог всё это липовым верующим? Нет, Его нельзя обмануть. Отсюда следует, что упомянутые люди вошли в царство как истинные верующие, но утратили веру и отпали.

«Однажды просвещённые»

Среди великих благословений, которыми Бог наделил тех, кто впоследствии стал неверными, есть просвещение (ст. 4). Во 2 Кор. 4:3, 4 оно описывается как «воссиял свет благовествования». Непросвещённые — это те, которых сбивает с толку дьявол. В 10:32 автор говорит: «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, будучи просвещены, выдержали великий подвиг страданий». «Будучи просвещены» этого стиха, похоже, синонимично фразе «получив познание истины» в 10:26. Ко времени написания этого послания свет евангелия, который однажды наполнил их души, был побеждён темнотой греха.

Иисус есть свет миру (Ин. 8:12), и тот, кто ходит в этом свете, является истинно обращённым. Если он продолжает ходить в свете (1 Ин. 1:7), то он будет иметь непрекращающееся прощение благодаря пролитой крови Христа. Человек, старающийся ходить в свете, может совершить грех неосознанно. Он не может исповедовать этот грех, если не осознаёт своей вины. В таком случае кровь Христа, несомненно, продолжает очищать его от греха. Конечно, если человек осознаёт свой грех, признание его необходимо (1 Ин. 1:8–10). «Грех к смерти» (1 Ин. 5:16) — это, вероятнее всего, грех, в котором брат не исповедуется, так как каждый исповеданный грех будет прощён (1 Ин. 1:9). Смиренный и кающийся человек будет постоянно искать прощения, понимая, что он может не знать обо всех своих грехах. В Еф. 5:8 Павел говорит о тех, которые «были некогда тьма», но во время написания им послания были «свет в Господе». В Кол. 1:13 упоминаются те, кто был спасён от «власти тьмы».

«Вкусившие дара небесного»

Те, кто был обращён, «вкусили дара небесного» (ст. 4). Отвергающие возможность отпасть от благодати говорят, что люди, о которых идёт здесь речь, только «вкусили, но никогда по-настоящему не получали спасение». Эта точка зрения опровергается Иисусом, который, как сказано в Евр. 2:9, «вкусил смерть». В обоих случаях используется одно и то же слово (гьюомай). Правда, это же слово употреблено, когда говорится об Иисусе, вкусившем (но не проглотившем) вина с жёлчью, которое было предложено Ему, когда Он висел на кресте (Мф. 27:34, см. Восстановительный Перевод; Слово Жизни), но в «Евреям» смысл другой. Он лишь «вкусил» смерть или полностью её познал? Ясно, что для автора «Евреям» «вкусить» означало полностью усвоить, впитать что-то. Слово означает полное участие в чём-либо. Оно означает сделать «вкушённую» вещь частью самого себя. «Вкусить благого слова Божьего» (ст. 5) — значит сделать его полностью частью своей натуры.

«Дар небесный» — это, наверняка, спасение, приобретённое во Христе, являющееся новой жизнью, которую только Он мог дать (Рим. 6:23). Так как они получили этот дар, то упомянутые здесь были истинными обращёнными. Некоторые истолковывают этот дар как Святой Дух, но тогда это было бы излишним повторением, так как автор далее упоминает, что они «соделались причастниками Духа Святого». Иисус сказал, что получающие Духа «пьют» от Него (Ин. 7:37–39). Эту мысль повторяет Павел в 1 Кор. 12:13. Пока мы продолжаем верить, мы имеем новую жизнь во Христе. Грамматическое время в Ин. 5:24 и нескольких других местах указывает на то, что человек должен «продолжать верить». Христиане в настоящее время пребывают «в надежде вечной жизни» (Тит. 1:2), но полная и благодатная встреча с этой надеждой происходит в «веке грядущем» (Мк. 10:29, 30). Слово, употреблённое здесь в значении «дар» (дореа), почти исключительно используется для «[духовных] даров» в Новом Завете (Гатри). Однако в Ин. 4:10 мы находим то же самое слово, когда оно может означать дар спасения.

«Соделавшиеся причастниками Духа Святого»

Ещё одно благословение — это быть «причастниками Духа Святого» (ст. 4). Мир не может принять Святого Духа (Ин. 14:17), но Он обещан христианам (Гал. 4:6; см. Рим. 8:9). Иисус обещал Духа всем истинным верующим (Ин. 7:37–39), но Он не мог быть дан, пока Христос не будет «прославлен» по возвращении на небеса. Пётр в Деян. 2:38 предложил дар Святого Духа. Очевидно, что Дух был предложен через веру (Гал. 3:1, 2, 14), и таким же образом в нас поселяется Христос (Еф. 3:17).

Как ранняя церковь понимала дар Святого Духа? В Деян. 5:32 говорится, что Дух Святой засвидетельствовал прославление Христа на небесах, и это же делали апостолы. Несомненно, Дух осуществил это прославление через чудеса, сотворённые апостолами. Пётр добавил в отношении Святого Духа: «Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:32). То, что апостолы обладали такой чудодейственной силой, очевидно (см. Деян. 2:43; 3:1–9; 5:1–12), и они передавали эту силу тем, кто повиновался евангелию (Деян. 8:14–17; 19:1–6). Однако Иисус пообещал сверхъестественные дары Духа только апостолам (Ин. 14:26; 15:26, 27; 16:12, 13). Мы неправильно понимаем эти отрывки, если считаем, что чудодейственная сила, обещанная апостолам и кое-кому другому, даётся всем христианам.

В Деян. 10:45, 46, «дар Святого Духа» включал в себя говорение на языках, что, конечно же, было чудодейственным даром Духа. Этот дар был первым, которым воспользовались апостолы после получения силы Духа в день Пятидесятницы (Деян. 2:4, 6–8).

Обратите внимание на то, что в Деян. 8 самаряне по-прежнему ожидали Духа Святого, хотя они уверовали и были крещены до того, как прибыли апостолы. Они получили силу Духа только после прихода Петра и Иоанна, которые сделали возможным схождение на них Святого Духа. Ясно, что для получения такого дара необходимо было присутствие апостола, чтобы Дух сошёл на них. Филипп, который уже творил чудеса в Самарии явно не был наделён силой передавать «дар Святого Духа», иначе он бы сделал это раньше. Прямое чудесное наделение силой Духа (через божественное излитие, а не возложением рук апостолов) не происходило со времени Деян. 2 до событий в доме Корнилия, описанных в Деян. 11:15. Пётр сказал: «Сошёл на них Дух Святой, как и на нас вначале». Так как в промежутке не было ни одного подобного случая, Пётр сравнил его с «началом», о котором записано в Деян. 2:1–4.

Позже, в Деян. 19:1–7, Павел передал дар Святого Духа двенадцати мужам в Эфесе после того, как крестил их во имя Иисуса. Они, должно быть, были крещены в Иоанново крещение, о котором им рассказал и которое осуществил не Иоанн, а кто-то другой (возможно, Аполлос).

Подтверждение евангелия чудесами прекратилось; оно было в прошлом уже даже ко времени написания Мк. 16:17–20 и Евр. 2:1–4. Однако существует исполнение Духом, которое может произойти с человеком благодаря послушанию, как заповедано в Еф. 5:17, 18. Это «исполнение» может произойти только с христианином, который повинуется активно. Поэтому необходимо тщательно оценивать каждый текст, говорящий о деятельности Духа в христианах, чтобы определить, носит ли она чудесный характер или является естественным результатом послушной веры.

Осознание присутствия Духа приходит к христианину через откровение Его Слова, производящее веру (Рим. 10:17). Это ни в коем случае не означает, что Дух есть Слово, но эффективное действие Духа в сердцах грешников и святых происходит через Его «меч» (Еф. 6:17). Произнесено оно или записано, Слово Божье обладает силой поражать нас в самое сердце (Деян. 2:37; см. Славянское Евангельское Общество) и обращать нас благодаря убеждённости, возникшей от слышания его (Ин. 16:8; Евр. 4:12, 13). Иисус сказал: «Дух животворит», но при этом добавил, что «плоть не приносит никакой пользы. Слова, которые говорю Я вам, — дух и жизнь» (Ин. 6:63). Таким образом, мы видим, что новая жизнь от Духа приходит через слова Иисуса. Наша жизнь по Его словам свидетельствует о Духе в нашей жизни и о Его освящающем действии в нас (Деян. 20:32). Это свидетельство даётся нам не через некий чудесный дар говорения на иных языках или исцеления больных, которые были распространены в первом веке.

То, как Дух управляет миром для нашего блага, — то, что мы называем «божественным провидением», — совсем другая область Божьей работы. Он работает в обращении и освящении через то, что люди слышат евангелие и откликаются на него. Мы должны различать между средствами духовного роста, который приходит через нашу веру в Слово (1 Пет. 2:1, 2) и Его провиденциальной работой для нашего блага (Рим. 8:28).

Фраза «причастники Духа Святого» показывает возможность того, что даже благословлённые Духом люди могут снова впасть в грех. Мы знаем, что то, как Пётр в одном случае обращался с язычниками, привело к его осуждению (Гал. 2:11). Симон Волхв, видимо, получил силу, до того как позволил греху алчности привести его в состояние «исполненное горькой жёлчи и в узах неправды» (Деян. 8:18–24).

«Вкусившие благого слова Божьего»

Следующая фраза — «вкусивших благого слова Божьего» (ст. 5). «Слово» здесь не логос, которое временами в Новом Завете используется для обозначения Христа (Ин. 1:1, 2, 14) и часто — евангелия, а рема, обычный термин со значением «слово». Оно также может означать то, что произнёс Бог; часто логос и рема представляются идентичными по своему значению. Рема может включать в себя все слова, относящиеся к Христу и Его работе. Нил Лайтфут предположил, что оно может быть равнозначно «благой вести», или евангелию. Повинуясь этому «благому слову», мы освящаемся (хотя в Ин. 17:17 и Деян. 20:32 это освящающее «слово» — логос, оно же используется в 1 Пет. 1:22, 23). «Вкусить» это слово — значит быть приведённым к спасающей вере и надежде содержащейся в нём истиной и нашим послушанием ей (Евр. 5:8, 9). Эта истина очищает нас и рождает заново. Павел заявил, что он коринфян «родил… во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:15). В Международном Библейском Обществе сказано: «Я же во Христе Иисусе через Его Евангелие стал вашим отцом».

Вера, приобретённая «вкушением благого слова Божьего», есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Такая вера сама по себе, когда человек слышит евангелие и верит ему, производит самую твёрдую уверенность в вечном искуплении!

«Вкусившие сил будущего века»

Описываемые люди получили каким-то образом «силы будущего века» (ст. 5). «Силы» (от динамис) — это то же самое слово, что и используемое в связи с совершением чудес в 2:4. «Будущий век» было обычным выражением, как правило, означавшим «мессианский век». Варианты этого выражения в Новом Завете встречаются шесть раз: три раза в Евангелиях (Мф. 12:32; Мк. 10:30; Лк. 18:30) и три раза в Посланиях (Еф. 1:21; 2:7; Евр. 6:5).

Если «будущий век» был ещё в будущем, то мы должны задать вопрос: «Как мы можем испытать то, что находится в будущем»? Во время написания этого послания читатели уже попробовали некоторых из этих сил. Если что-то и означало будущее, то они, должно быть, пережили это «верой». Авраам, например, смотрел в будущее и видел день Христа (Ин. 8:56). Действительно, он увидел небеса прежде, чем приблизился к ним (Евр. 11:10). Он увидел Бога «как бы видя Невидимого» (Евр. 11:27). Что бы ни имелось в виду под силами в данном контексте, это, похоже, было что-то другое, а не «причастие Духа Святого».

МЫ МОЖЕМ ОТПАСТЬ НАВСЕГДА (6:6)

«И отпавших» (ст. 6) указывает на возможность отпасть от благодати Божьей. Лайтфут считает, что автор предупреждал читателей о том, что фактически уже произошло с другими людьми до них. Вопреки мнению Альберта Барнса, который утверждал, что такое никогда не могло произойти, это — заявление о людях, которые однажды были спасены, но отпали. Для человека возможно обладать всеми этими благословениями, указывающими на истинное обращение ко Христу, а затем отпасть от веры и благодати.

Это предупреждение сравнимо с тем, что находится в 1 Тим. 1:19 относительно некоторых, которые «потерпели кораблекрушение в вере». Здесь говорится об окончательном отступничестве. Евреи были виновны в постепенном скатывании обратно в иудаизм, но они ещё не достигли того состояния, которое можно было бы назвать отступничеством.

Почему сказано, что невозможно обновлять некоторых людей покаянием? (ст. 6). Отступники, упомянутые в нашем тексте, получили так много благословений, что их безразличие к духовным вопросам снова распинало Христа. Обратите внимание на настоящее время, выраженное греческим словом анастаурунтас («распинать»). Расположение их сердец превращало это действие в непрекращающееся и исключало возможность истинного покаяния. Однако если бы это непрекращающееся «распятие» прекратилось, то они могли бы «обновиться покаянием» и избежать конца отступника. Тогда бы они уже больше не выставляли Христа на «поругание». «Ругаются» здесь — это то же слово, что было употреблено в случае с Марией, когда Иосиф решил отпустить её, не желая «огласить» (от парадейгматидзо).

Слово «когда» (ст. 6) можно перевести как «потому что» (см. Международное Библейское Общество; Российское Библейское Общество). Но даже при таком толковании образ описанного человека неясен.

Эти души, о которых идёт речь, не были скользящими вниз, но борющимися верующими; это были окончательные отступники. Необходимо различать между этими двумя категориями. Отступник должен считаться «проклятым» (Гал. 1:8, 9; Восстановительный Перевод, см. др.).

Почему он так безнадёжен? Потому что он позволил своему сердцу ожесточиться до такой степени, что уже не может покаяться. Такие люди достойны осуждения, потому что они не просто не верили во Христа, а позорили Его перед всем миром. Их отступничество — это насмешка над распятием нашего Господа. Бог отсекает Свою обращающую силу от таких ожесточённых грешников. Позволить непокорным остаться с покорными означало бы выставить Спасителя на позор. Они ставят себя в один ряд с теми, кто насмехался над Иисусом на кресте. Неверные христиане не могут буквально снова распинать Христа, так как Он восседает на небесном троне, но их действия сравнимы с пригвождением Его к древу и издевательствами над Ним.

Покаяние должно быть естественным и ежедневным явлением в жизни святого. При малейшем намёке на то, что он допустил какой-либо промах или плохо обошёлся с другим, для святого естественно будет сказать: «Извините. Я не хотел вас обидеть», — и сказать это искренне. Ожесточившийся вероотступник не проявляет такого духа по отношению к своему Господу; он достиг состояния, при котором он уже не испытывает сожаления за свои грехи. Даже если он, возможно, и хочет избежать осуждения, он не может.

Было бы крайностью предположить, что у отпадающего грешника вообще нет никакого шанса покаяться, как учили некоторые в ранней церкви. Такое утверждение противоречило бы 1 Ин. 1:7–10 и означало бы, что для чуждого грешника имеется больше милости, чем для чада Божьего. Действительно, для того, кто избежал греха, а затем снова полностью попадает под его власть, «последнее бывает… хуже первого» (2 Пет. 2:20–22). Если такие люди никогда не были обращены, то тогда они никогда и не избегали «вначале», поэтому для них не будет и «последнего».

Могут ли христиане отпасть так, что уже не будет надежды на восстановление? Действительно ли их «невозможно… опять обновлять покаянием»? Некоторые посчитали, что эта фраза слишком сурова, и смягчили её, переведя «трудно». Другие смягчили эту фразу ещё больше, добавив к слову «невозможно» слово «людям», как если бы в ней говорилось: «Никто не может привести такого человека к покаянию, а Бог может». Однако в тексте нет подтверждения такой теории; такое необоснованное обращение с отрывком отказывает ему в реальности предупреждения. Текст утверждает, что настоящий отступник, который однажды был по-настоящему обращён, может ожесточиться настолько, что никогда уже не сможет вернуться к вере. Это верно как с божественной, так и с человеческой точки зрения, ибо вдохновенный автор заявляет об этом как о факте! Настоящее покаяние невозможно для таких людей, какие описаны здесь.

Некоторые используют слово «невозможно» для обозначения того, что не может быть выполнено человеком, но достижимо для Бога, например заставить верблюда пройти «сквозь игольные уши» (Мк. 10:25–27). По мнению других, этот отрывок лишь означает, что христиане не могут привести отступников к покаянию. Необходимо дальнейшее изучение слова «невозможно» в «Евреям». Послание говорит, что невозможно Богу солгать (6:18), что невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (10:4), и что невозможно без веры угодить Богу (11:6). Отпадение — реальная угроза, а не «теоретическая невозможность». Отступничество, о котором говорится здесь, окончательно, ибо в других местах мы читаем, что кающийся христианин, признав свой грех, может вернуться к Богу (1 Ин. 1:7–10; 2:1, 2; Гал. 6:1, 2). Рассмотрите случай с Петром в Ин. 21:15–19 и Лк. 24:54–62.

Существует точка невозврата. Человек, пребывающий в упорном грехе, ставит себя в такое положение, когда даже благодать Божья не может достичь его. Другие стихи учат той же истине в связи с «хулой на Духа» (Мф. 12:31, 32; см. Мк. 3:28, 29). Этот принцип также подразумевается в Евр. 10:26–29.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (6:7, 8)

Чтобы проиллюстрировать то, что может произойти, когда человек слышит евангелие, автор использует знакомый пример из области сельского хозяйства:

«Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая тернии и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение».

Здесь сравниваются два участка земли: оба имеют однотипную почву и получают одинаковое количество осадков, но не производят одинаковый урожай. На одном из этих участков что-то вызывает рост терний и волчцов. Так и христиане могут получать одинаковые благословения, но при этом одни возрастают в благодати, а другие возвращаются к греху. Каждый человек ответствен за то, как он реагирует на благословения. Как отвратительно, если человек наслаждается Богом данными привилегиями, не меняя своих моральных качеств, чтобы быть более достойным их! Те, кто получает благословения, перечисленные в стихах 4–6, а затем отвергает Господа, Который дал им их, не заслуживают ничего, кроме наказания.

Люди сравниваются с растениями в Ис. 5:1–10 и Иер. 2:21. Бог благословляет плодоносящую землю и людей, чтобы они могли больше принести плода. Это напоминает учение Иисуса в Ин. 15:2: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».

Несмотря на тяжёлый крестьянский труд, некоторые почвы остаются бесполезными и не производят практически ничего, кроме сорняков, пригодных только для сожжения. И вот это-то и произойдёт, по словам Иисуса, с не приносящими плода отступниками (Ин. 15:5, 6). Ссылки на сжигание не приносящих плода ветвей настолько часты, что должны пониматься буквально.

Книга Судей | Исследование Писания | Дзен