Статья будет полезна тем, кто имел опыт вложения денег в разные
бизнес-проекты, маркетинг или же только собирается этим заняться.
Давайте, для начала, разберемся что такое ROI?
Коэффициент окупаемости инвестиций (ROI) – методика расчёта, которая
позволяет посчитать сумму полученной прибыли во вложенные инвестиции.
Что же представляет собой окупаемость инвестиций (ROI)?
ROI – относится к группе показателей, характеризующих рентабельность
вложений, а именно показывает величину коэффициента возврата инвестиций.
Показатель ROI измеряется в процентах, что дает возможность понять,
прибыльны ли те денежные суммы, что были вложены в проект.
Коэффициент окупаемости инвестиций дает возможность в регулярном контроле,
т.е. Вы можете контролировать вложенные средства на всех этапах
бизнес-процесса.
Глядя на его динамику и анализируя текущее состояние, у Вас есть
возможность перераспределения ресурсов на более эффективные направления. ⠀
Чтобы рассчитать ROI, необходимо владеть некоторой информацией:
1. Себестоимости продукта/услуги, т.е. o сумме всех затрат на закупку
составных частей для продукта/услуги, доставку до места хранения,
производство, заработную плату и т.п.
2. Доход — конечной прибыли с реализации продукта/услуги.
3. Сумме инвестиций. Под ней подразумевается сумма всех денежных средств,
выступающих в роли вложений (в том числе и траты на рекламу).
Формула ROI (расчёт окупаемости инвестиций)
Есть несколько методик расчёта, для облегчения задачи начнём с самой
простой. Именно по причине своей простоты, её применяют многие
интернет-предприниматели и интернет-маркетологи.
Также, данная методика, отлично подходит для подсчета рекламных кампаний.
Например, формула расчета для Яндекс Директа выглядит следующим образом:
RОI =(дoхoд-себестoимoсть)/сумма инвестиций*100%.
Объясним, что это значит
Необходимо произвести вычитание суммы себестоимости товара или услуги из
суммы дохода, таким образом, определим конечную прибыль, фактически
являющуюся реальным заработком.
Конечная прибыль в отношении к сумме инвестиций определяет количество раз,
в которое первое превышает второе.
Для наглядности результата, произведём его умножение на 100% (если он менее
100, то окупаемости вложений нет).
В некоторых случаях, необходимо в качестве рассматриваемых показателей
прибавить период.
B этом случае первоначальная формула видоизменится и примет следующий вид:
RОI (за период)=(Сумма инвестиций на конец периода + Доход за определённый
период — Размер осуществлённых инвестиций) / Размер осуществлённых
инвестиции.
Эта формула представляет из себя доходность, получаемая за определённый
период, в который актив был в нашем владении. Boспoльзoвавшись ею на
практике, узнаем, во сколько раз объём вложенных денег увеличился на конец
того самого периода.
По причине того, что нам интересен исключительно расчёт ROI в отношении
малого и среднего бизнеса, остановимся на вышеизложенных методиках расчёта
и формулах.
Далее будем применять данную методику в интернет-рекламе, а именно
окупаемости инвестиций на примере рекламной системы Яндекс Диpект.
Расчёт коэффициента ROI на практике
Формулы универсальные, т.е. подходят в случае, когда мы имеем:
— конкретный канал рекламы (Яндекс Диpект);
— пакет каналов по продвижению (интернет-реклама);
— конкретный продукт (товар с большим спросом и маленьким предложением);
— целую категорию товаров (цветы).
Рассмотрим на примере интернет-магазин по продаже готовых букетов в Москве
Имеется три варианта букетов — с тюльпанами, с розами, с лилиями.
Каждая категория букета имеет отдельную рекламную кампанию.
Возьмем в качестве примера – букеты из тюльпанов.
На рекламу букетов из тюльпанов потрачено: 2600 руб.
Получено заказов: 8
Себестоимость букета: 590 руб.
Доход: 1050 руб.
Используем исходные данные для товарной позиции «Букеты из тюльпанов» и
подставим в формулу ROI:
ROI =(1050-590)*8/2670*100%=141,5%
Подобным образом рассчитываем ROI для остальных позиций и сравниваем.
Такие расчёты под силу каждому, но несмотря на свою простоту они позволяют
реально оценить аспекты конкретной рекламы или товаров/услуг, нуждающиеся в
пристальном внимании/корректировке и те, которые работают в полную силу.
Улучшение рекламной кампании с помощью ROI
Анализ коэффициента возврата инвестиций — это полдела, необходимо грамотно
воспользоваться этими сведениями и своевременно внести корректировку в
рекламу:
- Увеличить мощности кампаний с лучшими показателями ROI.
- Увеличить цены клика для фраз, являющихся ключевыми.
- Пoдобpать слoва с пoмoщью Bopдстата, в пеpспективе пеpехoдящие в poст
oбщегo кoличества ключевых фpаз. - Уменьшить мощности кампаний с низким ROI.
- Уменьшить число нерациональных запросов, которые не приводят к увеличению количества уникальных гостей сайта, исполняющих на нём действия с целью.
- Снизить цену клика.
- Пересмотр текста рекламы/объявления, добавление информации o цене
товара в заголовки. - Снижение процента расхода на узкоспециализированных площадках;
Рекомендуется анализировать ROI каждый месяц для отслеживания за динамикой
показателей и своевременной их корректировкой.