Вы считаете, что виноделием можно заниматься только на узкой полоске земли, протянувшейся от Сочи до Балаклавы вдоль северного побережья Черного Моря? Либо вообще считаете, что виноделия в России нет, а если и есть, то исключительно олигархическое?
Сегодня у нас речь пойдет о вине, которое не довелось пробовать 99.9% винных критиков и экспертов, поэтому оно и останется без оценки.
Это вино на 100% из сусла дикой амурской лозы. Никаких полутонов вроде саперави северного, амурского потапенко, голубка или виорики. Только натурально природная дикость, только хардкор.
Почему без оценки? А вы попробуйте закинуть дикого камышового кота на выставку сфинксов. С одной стороны, это дисквалификация, а с другой, скорее, он и окажется и самым красивым, и самым целым.
Цвет: Рубиновый теплеющий, с прозрачным ореолом у стенок бокала.
Аромат: Очень интенсивный. Куркума, перезрелый гранат, горячий кирпич, кремень.
Базовый вкус (от 0 до 3): Сухость 1.0/ Сладость 0.5/ Горечь 0.
Вкусовые оттенки: Много приправы - куркума, красный перец, песок, мокрая грубая кожа, красная рябина, клоповка.
Характер: Вино мягкое, хорошо сбалансированное. Ощущается греющий алкоголь. Вразрез с обычными ожиданиями от красного вина демонстрирует охотно специи и минералы, чем в вводит в некоторое замешательство.
Виноград: Дикий амурский виноград.
Оценка (1-5): -- (--/100).
Где найдено и почем:
Обменяно напрямую у производителя.
Итак да, если вас вдруг спросят, чего Вам никогда не предложит Simple - можете смело показывать этот пост и даже заключать с кавистами пари. Такого там не нальют.
Чтобы его достать, мне пришлось написать владельцу проекта в Приморье, а потом почтой России получить посылку, где должно было быть две бутылки. Должно было. Но одна приехала в таком состоянии:
Вторая пришла нормальной. Именно поэтому мне удалось оценить, что производят из дикого винограда на Дальнем Востоке.
Терруар проекта
Хозяйство Майхинской винодельни широко известно и в Владивостоке, и в Хабаровске, да и в Москве. Не каждый микровинодел может похвастать тем, что о нем годами пишу местные и федеральные издания, но не эта винодельня.
Даже съемкой с воздуха может похвастать, что в европейской части России встречается весьма нечасто:
Конечно, имея под рукой такой фотоматериал, мне не составило труда обнаружить хозяйство на снимках и добавить на карту виноделен. Причем это оказалось первое хозяйство, в котором я отметил "собственные виноградники", но сами лозы нанести не смог.
Как видите выше на фото, белые столбы - это шпалеры. Но если говорить прямо про виноградники, то это несколько десятков лоз, которые хозяйство используется для производства вина.
У читателя может сложится впечатление, что условия для виноделия здесь примерно такие же, как во всех винодельческих районах. Более того, положение хозяйства примерно 43° северной широты, а для обывателя - это Тоскана (долгота, правда, другая).
Но это нам говорит только о том, что дикие лозы Майхинской винодельни гипотетически могут получить столько же солнца, сколько и их предалекие видовые кузены сорта Санджовезе.
При втором приближении оказывается, что сумма годовых температур региона примерно +2°С. "Холодный" регион Мозель Германии и примерно такая же холодная Шампань - это +12°С того же показателя. Для упоминавшейся здесь Тосканы это +14,5°С
Для винограда культурного это убийственный климат. А амурская дикая лоза живет:
Почвы тут лесные серые и бурые, подзолистые. Это совсем не тот терруар, что в Шампани.
История производителя
Как так получилось, что вдруг в России, посреди тайги, оказалось маленькое хозяйство с виноградными лозами? А ближайшее винное предприятие Росии примерно 6500 км от него (это я про Дагестан).
Инициатор, владелец и идеолог проекта Сергей Куречко родился и вырос на Дальнем Востоке. А учиться отправился в ХАИ, тот самый, и в то самое время, когда команда КВН из Харькова гремела на всю страну. Получая авиационно-промышленное образование, практику Сергей проходил в Крыму, где и познакомился с технологическим винным процессом (отсюда).
Идея проекта родилась намного позднее, в 2004 году. Первые шаги были предприняты на "ресурсной базе" ближайших родственников, в поселке Артемовский, стоящему на реке Артемовке, она же - Майха. Так и зародилось название проекта.
Когда потребовалось расширение, был выбран участок в поселке Анисимовка, где винодельня находится и сейчас (отсюда же).
Как указывает Сергей в интервью, вдохновение для проекта он брал с опыта других северных стран и регионов, активно работающих с тем, что у них растет - северными ягодами, кустарниками, дикоросами (отсюда).
По посту может показаться, что винодельня делает упор на дикую лозу, но это нет так. Лимонник, жимолость, калина, голубика - все пригодно для винификации.
К началу 2010 годов винодельня стала объектом местного туризма. По ссылке размещен отчет блогера жж barnas о визите в Анисимовку в 2015 году:
Дело Сергея гремело так, что Майхинскую винодельню посетил с визитом губернатор Приморского Края (понятно, что гаражисты Дивноморской своего губернатора не факт, что и пустили бы, но для Дальнего Востока это бы знаменательное событие).
Моментом славы проекта было посещение съемочной группы "Орел и Решка", которые сняли сюжет на винодельне в рамках фильма о Владивостоке (отсюда).
А вот дальше с местной администрацией и силовыми структурами начался период недопонимания. В мае 2018 года начались обыски, в начале 2019 года было открыто дело (отсюда).
Объяснение администрации, как человек работал с 2004 года, а вдруг оказалось, что он нелегал, выглядят довольно забавно, особенно в аспекте жалоб на высокий забор. Сейчас, я надеюсь, что эти вопросы сняты, винодельня работает в прежнем режиме.
Однако, если в поисковиках искать информацию о проекте, то 99% статей будут связаны именно с этим инцидентом. Как вот здесь.
Стоит упомянуть, что работа Сергея Куречко на Майхинской винодельне вышла на международный уровень. Чтобы к нам приехали зарубежные виноделы, примеры я знаю, но чтобы наших приглашали за границу - это впервые.
Префектура Акита региона Тохоку острова Хонсю два года вела консультации с Сергеем в аспекте работы с их "автохтоном" Шокоши (2010-2011 гг). По словам Сергея что-то у них получилось, но пить пока сложно.
Хотя по данным wine-searcher в префектуре Акита сейчас 10 японских виноделен. Майхинская винодельня остается единственной российской винодельней на Дальнем Востоке (по моим сведениям).
Вместо выводов
С позиции человека, любящего вино, это одно их самых странный вин, что я когда-то пробовал.
Я выполнил эксперименты и на других людях, и их выводы сошлись примерно к моим. С той разницей, что кто-то в конце сказал - а послевкусие, как у лимонада.
Резюмируя: если вы между делом готовы пропустить ложку-другую куркумы для бодрости, да прикусить лавровым листом - поздравляю, можете смело брать сразу две-три бутылки.
Кирпичи, кожа, куркума - этотнабор у меня смело ассоциируются с каким-то индустриальным направлением субкультуры. Поэтому если представить себе винную тусовку риветхедов, это вино может стать абсолютным хитом в их антураже.
В иных случаях, это всегда интересно, но и очень экзотично. В условиях Дальнего Востока это вино воспринимается наверняка иначе. Надеюсь, у меня будет еще возможность оценить.
Я очень уважаю людей, проводящих такую работу, считаю "майхинское" одним из выдающихся вин России. Это как рецина в Греции, но амурская лоза в России.
Твит с картой по ссылке:
Подписывайтесь на канал!
И теперь еще и в Одноклассниках!
Чрезмерное потребление чего-угодно может привести к разным последствиям, и вино – не исключение.