Послушаем пару мнений, включая один исторический «анекдот».
Alex Johnston, «занимаюсь теорией музыки, музыкальными технологиями и музыковедением».
Есть анекдот, который говорит нам о том, насколько хорош был Бах как импровизатор, а также какие границы имело его мастерство. Эта история убеждает нас, что он был феноменально хорош.
Сын Баха, Карл Филипп Эммануил, был нанят Фридрихом Великим в качестве придворного музыканта в Потсдаме. Фридрих был эрудированным и просвещённым монархом и, по общему мнению, довольно приличным музыкантом (флейтистом). Есть немного противоречивые сведения о том, как именно они встретились, но нижеследующее взято из биографии Форкеля, со слов сына Баха Вильгельма Фридемана.
Фридрих много слышал о том, кем был отец Карла Филиппа, и ему стало очень любопытно встретиться с ним. Он начал намекать ему, что хочет, чтобы Иоганн Себастьян нанёс ему визит.
В конце концов Иоганн Себастьян отправился в Потсдам, чтобы увидеть своего сына и услышать королевскую музыку. По словам его старшего сына Вильгельма Фридемана, Фридрих как раз собирался выступить на частном концерте (в тот момент, когда ему вручили список людей, которые только что прибыли ко двору). Увидев имя Баха, он объявил «с некоторой взволнованностью», что пришёл «старый Бах». Баха, который только что прибыл в квартиру Карла Филиппа, немедленно привели на встречу с Фридрихом.
Фридрих, явно предвкушая перспективу встречи с Бахом-старшим, вообще отказался от всей идеи концерта, чтобы показать ему свой новый клавишный инструмент. Он пригласил Баха опробовать его, и Бах должным образом импровизировал на нём кучу вещей, к большому удовлетворению Фридриха.
Затем Бах попросил Фридриха дать тему, которую он мог бы использовать для импровизации фуги. Фридрих должным образом дал ему такую тему, и Бах импровизировал фугу с тремя голосами.
Далее истории отличаются. Фридрих в дальнейшем говорил, что Бах продолжал импровизировать фуги из четырёх, пяти и шести голосов на одну и ту же тему. По словам Форкеля, когда Фридрих попросил Баха сымпровизировать фугу из шести голосов на своей теме, Бах вежливо отказался на том основании, что не на все темы легко импровизировать фугу. (Имейте в виду, что большинство людей не смогут импровизировать даже одну мелодическую линию, не говоря уже о более чем одной одновременно: шесть — это очень сложно.)
Вместо этого Бах извлёк тему из своей собственной головы и сымпровизировал фугу из шести голосов на месте, а затем пообещал Фридриху, что через некоторое время тот получит фугу из шести голосов и на свою тему.
Визит Баха состоялся в мае 1747 года, а в октябре того же года он обещанным образом опубликовал «Музыкальное приношение», в котором содержались две фуги — одна из трёх, одна из шести голосов, а также десять канонов и трио-соната — и все они были основаны на теме Фридриха. «Ricercar à 6», венец этой работы, является одним из величайших произведений Баха. Бах сделал один экземпляр на специальной высококачественной бумаге и отправил его Фридриху с посвящением.
Итак, да: мы можем быть в достаточной степени уверены, что Бах мог импровизировать на уровне своего дошедшего в целом до нас письма. В случае с шестью голосами трудности Баха, вероятно, возникли из-за того, что он действительно никогда не слышал той темы, которой Фридрих поделился с ним при встрече.
Greg Moore, «органист, аранжировщик, концертмейстер».
Я бы предположил, что уровень был близок. Играя его произведения, особенно поздние, я нахожу аппликатуры совершенно естественными — вам редко придётся «придумывать» что-то необычное, чтобы можно было сыграть без прыжков и так далее. При импровизации вы, как правило, играете то, что подходит вашей руке — так что всё это похоже на быструю запись на бумагу именно импровизации. Его образ музыкального мышления также довольно однороден, поэтому он, вероятно, привык импровизировать подобным образом.
Я не сомневаюсь, однако, что он немного «подчищал» свои импровизации.
Парень был восхитителен — как он мог выдержать мысль! Я играл старинные книги Свелинка, Фрескобальди и других композиторов. Их полифония, по крайней мере, в том виде, в котором она записана, рядом с Бахом кажется чем-то, что написал бы для школьного задания подросток...