Найти в Дзене
Авиационное обозрение

Зенитно-ракетный комплекс 2К11 "Круг". Станция обнаружения и целеуказания (СОЦ) 1С12.

Оглавление

Здравствуйте. Возвращаясь к теме зенитно-ракетного комплекса "Круг", особое внимание хотелось бы удалить его основным компонентам. Каждый из них отвечал за решение своего определенного набора задач. Безусловно какие-то из них были технически проще, какие-то более сложные. Но однозначно нельзя было сказать что какая-то из них была более важная, а какая-то нет. Общий успех боевого применения комплекса, зависел от совокупной работы всех компонентов, без каких либо исключений. Небольшое лирическое отступление. Вообще если разобраться, помимо непосредственно ЗРК 2К11 "Круг" , в состав зенитно-ракетного дивизиона (ЗРДН), а уже тем более зенитно-ракетной бригады (ЗРБР) входило большое количество техники специального назначения. Это командно-штабные машины (КШМ), станций ремонта (к примеру 1Р1-Ц), топопривязчики (к примеру УАЗ-452Т), различные заправщики (горючего и сжатого воздуха), контрольно-проверочные станции, пункты боевого управления из состава АСУ, радиолокационные станции кругового обзора (к примеру П-19 "Дунай" (1РЛ134)), радиовысотомеры (к примеру ПРВ-16  "Надёжность" (1РЛ132)), машины РХР (к примеру УАЗ-469РХ), различные радиостанции, транспортные машины и т. д. Как мы видим перечень достаточно большой. Рассмотреть все это многообразие военной техники в рамках подобных обзоров не предоставляется возможным. Возможно мы будем выпускать обобщенные статьи, где будут сразу рассказано про несколько образцов техники конкретного назначения. Это позволит более углубленно раскрыть основную тему, посвященную непосредственно зенитно-ракетному комплексу. Но, конкретно сегодня мы коротко обобщим открытую информацию по станции обнаружения и целеуказания 1С12.

Станция обнаружения и целеуказания 1С12. Автор фото rivershkiper.
Станция обнаружения и целеуказания 1С12. Автор фото rivershkiper.

Разработка, назначение, некоторые характеристики.

После формирования облика и тактико-технических требований, по заказу ГРАУ, в 1960 году началось непосредственное создание новой трехкоординатной радиолокационной станции. Она должна была стать первой РЛС обнаружения сантиметрового диапазона. Работы велись в НИИ-208 ГКРЭ, позднее переименованного в НИИИП Минрадиопрома. Руководил ими главный конструктор В. В. Райзберг. К разработке были привлечены и другие организации, в частности ОКБ-588 Лианозовского электромеханического завода. Стоит сразу отметить, что изначально шла разработка РЛС П-40 "Броня", которая состояла из двух основных компонентов. Это дальномер П-40Д и высотомер ПРВ-9А (или ПРВ-9Б). Один дальномер мог работать в связке с несколькими высотомерами. П-40Д был выполнен на удлиненной базе артиллерийского тягача АТ-Т. Радиовысотомер же был выполнен на базе автомобиля Урал-375А (впоследствии на КрАз-214 (255)). Так вот отдельная модификация дальномера этой РЛС использовалась в качестве СОЦ 1С12 и входила в состав ЗРК "Круг". Основные отличия модификации дальномера для комплекса 2К11 заключались в комплектации измененного состава радиоэлектронной аппаратуры и соответственно решение несколько других задах. К примеру в состав 1С12 входили аппаратура топопривязки АТ-IIIM и центральная станция радиолинии 1С62, которая предназначалась для обмена информацией со станциями наведения 1С32.

Для справки. Подвижной радиовысотомер ПРВ-9 (1РЛ19). Разработка этого радиовысотомера началась в 1958 году в ОКБ-588. Руководил ею главный конструктор Л. И. Шульман. Изначально был разработан в двух вариантах- ПРВ-9А и ПРВ-9Б. Работал в сантиметровом диапазоне. Предназначался для определения координат азимута и высоты в составе подразделений ПВО СВ.

Опытный образец РЛС П-40 был готов уже к 1962 году, после чего он был передан для прохождения государственных испытаний на Донгузский полигон ГРАУ. Через два года его ее приняли на вооружение войск ПВО СВ. Модификация 1С12 была принята на вооружение в 1965 году. В 1967 года за разработку этой станции, главный конструктор В. В. Райзберг был удостоен звания лауреата Ленинской премии. Основные функции, которые выполняла эта станция были следующие:

  • обнаружение и опознавание воздушных целей;
  • выбор целей на основании характеристик их движения;
  • определение координат выбранных целей;
  • передача информации на станцию наведения 1С32 по специальной радиолинии.

Во время работы станция осуществляла непрерывный круговой обзор пространства. Стоит отметить что ее нормальная работоспособность могла быть обеспечена только при определенных климатических условиях. К примеру температурный диапазон от -40 до + 50 градусов C. Основные ограничения- это высота до 1000 метров над уровнем моря и скорость ветра, которая не должна была превышать 25 м/с.

Практически сразу после принятия на вооружение, началась работа по модернизации станции (1С12А). К 1968 году она была завершена. Руководил этими работами главный конструктор Н. А. Вольский. Она заключалась в увеличении дальности обнаружения целей, повышении эксплуатационной надежности и т. д. С 1969 по 1970 годы проводились всесторонние испытания нового изделия на Донгузском и Эмбенском полигонах ГРАУ. В источниках отмечается что серийное производство радиолокационной станции 1С12 и ее модернизированного варианта были развернуты на Новосибирском заводе имени Коминтерна и Лианозовском электромеханическом заводе. Некоторые тактико-технические характеристики приведены в таблице на скриншоте ниже.

Некоторые ТТХ станции 1С12.
Некоторые ТТХ станции 1С12.

Особенности конструкции.

Конструктивно станция 1С12 состояла из гусеничного самохода, спецкабины с основной аппаратурой и антенны. Ее основная аппаратура представляла собой совокупность функциональных систем различного назначения. Можно выделить следующие системы:

  • антенно-фидерная система;
  • передающая система;
  • приемная система;
  • система помехозащиты;
  • система синхронизации;
  • система индикации;
  • система выработки и передачи координат;
  • система управления и защиты;
  • система воздушного и жидкостного охлаждения;
  • система контроля;
  • система питания.

Кроме того станция комплектовалась рядом специальных изделий, необходимых для решения повседневных боевых задач. Коротко обо всем по порядку.

Самоход (изделие 426), был изготовлен на базе артиллерийского тягача АТ-Т. Он состоял из рамы, ходовой части, моторно-трансмиссионной установки и кабины водителя. Изделие 426 обеспечивало размещение всех основных элементов станции, высокую проходимость, хорошую мобильность и автономность. На нем был установлен дизельный двигатель мощностью 520 л.с, который мог обеспечить среднюю скорость передвижения в 20 км/ч, при максимальной скорости движения по шоссе в 35 км/ч. Топлива хватало для обеспечения запаса хода в 200 км после 8 часов работы. Для обеспечения работы станции в различных условиях, изделие 426 было оборудовано дополнительными техническими средствами. К ним относились: прибор ночного видения ПНВ-57; аппаратура противоатомной защиты (состояла из рентгенометра ДП-3 и нагнетателя ПАЗ-3, с их помощью обеспечивалось защита личного состава и аппаратуры от попадания радиоактивной пыли при преодолении радиоактивно зараженной местности); отопление (для обогрева переднего отсека применялся отопительно-вентиляционный агрегат ОВ-65); освещение (состояло из переносных ламп, основных плафонов и индивидуальной подсветки). Кабина водителя была автомобильного типа. В ней размещался расчет из трех человек- это механик-водитель, начальник станции и радиотелефонист.

Также в ней находились органы управления и некоторые приборы. Кабина была достаточно хорошо оборудована. Можно отметить наличие стеклоочистителей, устройства обогрева стекол, противосолнечные фильтры и плафоны освещения. Также в ней размещались комплекты ЗИП, санитарная аптечка, комплекты радиостанций Р-123, блок согласующих устройств С1, переговорное устройство СПУ-7, телефонный коммутатор П-193М, два выносных пульта дистанционного управления радиостанцией Р-824 и некоторое другое оборудование. Теперь что касается спецкабины. Она предназначалась для размещения аппаратуры станции и боевого расчета. Конструктивно была разделена на четыре основных отсека: передний, задний, кормовой левый, кормовой правый. Соответственно каждый из них был укомплектован определенным составом аппаратуры, агрегатов питания, набора ЗИП и т. д. В основном аппаратура размещалась в виде рядных шкафов, которые устанавливались вдоль стенок.

Естественно предусматривалась продуманная системы вентиляции и электропитания. К сожалению, в рамках текущего обзора, нет возможности более подробно расписать оснащение и состав приборов, которые размещались в каждом отсеке. Тоже самое касается состава и назначения отмеченных выше функциональных систем. Поэтому всем заинтересованным рекомендую ознакомиться с книгой Станция обнаружения и целеуказания 1С12 и дальномер станции П-40, Военного издательства Министерства обороны СССР (выложена в открытом доступе). В ней более чем подробно рассказано про устройство и назначение этой станции.

В завершение обзора также хотелось бы отметить отдельные специальные комплектующие. Среди них можно можно выделить: центральная станция радиолинии 1С62 (предназначена для передачи координат целей и команд управления на изделие 1С32 и приема ответных команд, состояла из приемопередатчика и различных блоков); аппаратура топопривязки АТ-IIIM (предназначалась для определения текущих координат станции, определения продольной оси станции относительно плоскости меридиана и т.д.); запросчик системы "свой-чужой" Тантал-К1 (предназначался для определения принадлежности самолетов к своим вооруженным силам); аппаратура активного ответа (предназначалась для приема и декодирования сигналов самолетного ответчика СОД).

Итоги.

Разработанная в начале шестидесятых годов прошлого века, станция 1С12 являлась примером достижений советской науки и техники. Она решала поставленные перед собой задачи и была одним из ключевых элементов зенитно-ракетного комплекса 2К11 "Круг". По мере сбора информации ожидайте выход статей по другим составным элементам этого комплекса.

Продолжение следует...

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: https://avia.pro/, http://kargoteka.info/, https://lemz.ru/, http://www.rtv-pvo-gsvg.narod.ru/, http://library.voenmeh.ru/, http://pvo.guns.ru/, https://missilery.info/, http://www.svsm.org/, http://xn----ntbbaacores.xn--p1ai/, https://vpk.name/, http://www.russianarms.ru/, книга Н.Я. Василин, А.Л. Гуринович. Зенитно-ракетные комплексы, книга С.И. Петухов, И.В. Шестов. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО сухопутных войск России, книга Станция обнаружения и целеуказания 1С12 и дальномер станции П-40. Военное издательство Министерства обороны СССР, журнал Техника и вооружение.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Также рекомендуем вам ознакомиться со следующими статьями по схожей тематике.
1. Предпосылки к созданию зенитно-ракетных комплексов войсковой ПВО.
2. Зенитно-ракетный комплекс 2К11 "Круг". Общие сведения.
3. Зенитно-ракетный комплекс 2К11 "Круг". Проведение испытаний.
Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).