Как-то уже давным-давно в Киров приезжал нью-йоркский художник и консультант по дизайну Генри Кендал.
И по этому поводу я даже написал статью, которую с некоторыми сокращениями и изменениями приведу ниже. А потом дополню.
Узнав о грядущем нетривиальном событии, я обрадовался, что в нашей умиротворённой Вятке может произойти творческое событие локальновселенского масштаба. Наконец можно будет увидеть творение прогрессивного и модного, непонятного и интригующего, модного и безграничного public art'а, сиречь - народного искусства.
Что я могу сказать... Когда-то давным-давно, во времена расцвета советского документального кино по одному только звуку, даже без телекартинки можно было непререкаемо точно узнать творения моих земляков-кинематографистов. Их работы были уникальны: эклектическое смешение романтизма, натурализма, душевности, раздолья, повествовательности, неспешности, радушия, самобытности и наивности. Они были неподражаемы. Они выделялись из нескончаемой массы советско-пропагандистких киноотчётов об успехах животноводов, землепашцев и хлопкоробов. Их нельзя было ни с чем спутать. Это было бесподобное сочетание кино- и звукорежиссуры, ни на что не похожее, единственное в мире. Что же их выделяло? - Я скажу: они были удивительно, безгранично, всеохватно, катастрофически и абсолютно нудны.
Кто сказал, что провинция должна ассоциироваться с вялотекущим слабоумием? Что российская глубинка - это, в первую и последнюю очередь, раздолье, просторы, еле слышный писк комаров и вкрадчивое журчание неспешных речушек? Помятые коровы, жующие свою нескончаемую жвачку с неизбывной тоской во влажном взоре? Кто и когда решил, что именно это - провинция?
"В конце концов любителей творчества объединил порыв развить идею народных вятских мотивов, соединив их с конкретными реалиями города, времени."
Я был нещадно разочарован: что же явило "соединение идеи вятских народных мотивов с реалиями города и времени" под руководством актуального американского художника? - Дымковскую барыню!
Где же полёт фантазии? Где раскрепощённые творческие души? Где ломание стереотипов, парадоксальное мышление? Где преломление традиций в высокотехнологичных, многослойно просветлённых современными реалиями сознаниях креативных молодых художников? К вам приехал крутой всемирно известный перец из Нью-Йорка, штат Нью-Йорк: дымковская игрушка - это всё, что вы смогли из него извлечь? Если это так, то я пренебрегу своей врождённой эпистолярной щепетильностью и спрошу попросту, по-народному: "А на хрена он вам тогда сдался???"
И тогда мне подумалось: "Если этот наш нескончаемый унылый провинциализм с такой невозмутимой лёгкостью проглотил несчастного посланца "госдепа"... , то никакая иностранная культурно-заразная экспансия нам не страшна: у нас на неё есть свой иммунитет, под защитой которого мы живём уже столько лет, и избавиться от которого мне не представляется как возможно."
==============================
Прошло восемь лет. Изменилась страна. Изменился мой родной город: где-то - в лучшую сторону, где-то - в не очень. И вот, прогуливаясь намедни с коллегой по разным злачным местам, набрели мы на такое чудо:
С философией даже. Кстати, весьма близкой нашему вятскому менталитету 6-).
И на соседнем здании:
Конечно, Бэнкси - голова. И Бордало - тоже голова. Но и у нас на Вятке уже головы есть 6-).