Найти тему
Авиационное обозрение

Многоцелевой истребитель Як-17. История разработки.

Приветствую. Продолжим рассмотрение первых советских реактивных истребителей, которые были разработаны под руководством конструктора А. С. Яковлева. Ранее на канале вышел стартовый цикл статей подобного формата, где было рассказано про подобные истребители С. А. Лавочкина (Ссылка на статью). Соответственно после завершения обзоров по самолета А. С. Яковлева, выйдет аналогичный цикл и по первым реактивным машинам разработки ОКБ-155. Пока же остановимся на Як-17. В рамках текущего обзора мы затронем одноместный вариант истребителя. Обзор по нему выйдет в двух частях. Сначала мы отметим основные факты по истории разработки данного самолета. Вторая же публикация будет носить чисто технический характер. В ней мы расскажем про особенности конструкции этой машины. Теперь более подробно.

Модель истребителя Як-17. Автор модели Игорь Емашев.
Модель истребителя Як-17. Автор модели Игорь Емашев.

История разработки.

Этот самолет стал логическим продолжением первого серийного реактивного советского истребителя Як-15 (Ссылка на статью). По сути он был лишь его модификацией. Общая компоновочная схема, за исключением шасси, была сохранена такой же как и у предшественника. К сожалению на тот момент времени разработчики еще не отказались от реданной схемы, что естественно было общим недостатком первых советских машин. Известно что под обозначением Як-17 проходило два схожих самолета. Первый из них был разработан еще во время проведения испытаний базового Як-15. Перед конструкторами тогда стояла задача улучшения его скоростных характеристик. В связи с этим на опытную машину установили новый тип крыла. Однако развития эта тема не получила. Основной конкурент в лице МиГ-9 показывал более высокие характеристики. В связи с этим, было решено дальнейшие работы по развитию темы Як-15, вести в рамках разработки учебно-тренировочной машины. При этом требовался как одноместный вариант, так и спарка. Одноместный вариант Як-15У (улучшенный) и стал в конечном итоге тем Як-17, который был запущен в серийное производство. А спарка получила индекс Як-17 УТИ или же Як-21Т. Существовал и первый вариант спарки (также на основе Як-15) под индексом Як-21, который имел хвостовую опору шасси.

Учебно-тренировочный самолет Як-21. Источник фото: http://авиару.рф/
Учебно-тренировочный самолет Як-21. Источник фото: http://авиару.рф/
Для справки. Учебно-тренировочный самолет Як-21. Был разработан в ОКБ-115 на основе истребителя Як-15. Изначально получил индекс Як-15УТ, но в конечном итоге был переименован в Як-21. Опытный прототип был построен к весне 1947 года. Первый полет состоялся в апреле. Пилотировал машину летчик-испытатель П. У. Фокин. Однако все работы по ней были свернуты ввиду появления более совершенной спарки Як-21Т.

Несколько позже выйдет отдельная статья и по Як-21Т. Стоит также отметить, что до сих пор идут споры о том являлись ли Як-15 и Як-17 полноценными истребителями. Есть разные мнения на этот счет. Так или иначе Як-15 создавался как истребитель, но он не дотянул по своим характеристикам и применялся в основном как учебно-переходный вариант. Семнадцатый в принципе повторил его предназначение и также применялся в основном для обучения пилотов, хотя и поступил на вооружение некоторых частей ПВО. Опытный экземпляр нового самолета (тогда еще под индексом Як-15У) был получен путем переделки одного из серийных образцов Як-15. Ее выполнили на заводе № 464.

Первый полет истребителя состоялся 6 июня 1947 года. Далее последовала череда заводских испытаний. Во время их проведения ведущим инженером был назначен В. И. Емельянов, а летчиком-испытателем Г. С. Климушкин. Они продолжались не долго и уже в середине августа машину передали для проведения государственных испытаний. Основные отличия самолета от базового Як-15 заключались в следующем:

  • Изменена схема шасси;
  • Доработано крыло, в частности были установлены дополнительные лонжероны и нервюры;
  • Увеличены габариты кабины пилота;
  • На концах крыла стало возможно размещение дополнительных топливных баков.

Государственные испытания самолет проходил дважды. Первые начались 27 августа и завершились 15 ноября 1947 года. Повторные испытания проходили уже в марте 1948 года. По ходу их проведения в облетах участвовали многие испытатели ГК НИИ ВВС. К примеру Г. А. Седов, П. М. Стефановский, В. И. Хомяков и другие.

Истребитель Як-17 на испытаниях в НИИ ВВС. Источник фото: http://авиару.рф/
Истребитель Як-17 на испытаниях в НИИ ВВС. Источник фото: http://авиару.рф/

В целом машина показала удовлетворительные результаты, однако нельзя сказать что разработчики добились значительных улучшений. Больше всего проблем продолжала доставлять двигательная установка. Малый ресурс, низкая надежность- все это никуда не делось. Да и летные характеристики оказались далеко не самыми выдающимися. Их также не хватало для того чтобы признать Як-17 полноценным боевым истребителем. Особенно это касалась дальности полета (даже несмотря на применение дополнительных топливных баков). К тому же ставка на увеличение дальности полета снижала скоростные показатели. Но в итоге, все равно машину приняли на вооружение, под обозначением Як-17. Соответствующее постановление Совмина № 878-280 вышло 20 марта. Производство истребителя предписывалось начать на заводе № 31. В серийный вариант внесли некоторые дополнительные доработки. В частности увеличили площадь горизонтального и вертикального оперения, изменили состав вооружения и оборудования. Также на самолетах поздних серий устанавливались несколько модифицированные двигатели РД-10А. На вооружение строевых частей самолет стал поступить в период с 1948 по 1950 год. Но срок их службы оказался недолгим- до получения более совершенных истребителей. Як-17 поставлялся и на экспорт в страны Восточной Европы (Польша, Болгария, Румыния, Чехословакия). И там он также использовался в качестве переходного варианта. В общем это был далеко не самый удачный самолет. Основные летно-технические характеристики Як-17 приведены в таблице на скриншоте ниже.

Основные ЛТХ истребителя Як-17.
Основные ЛТХ истребителя Як-17.

Продолжение следует...

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, http://www.airwar.ru/, https://karopka.ru/, https://airpages.ru/, http://aviair.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга В. А. Багратионов. Крылья России, книга Н. В. Якубович. Боевые самолеты Яковлева, книга Н. В. Якубович. Реактивные первенцы СССР, журнал Авиация и время.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.

Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).