Когда в Латвии объявили режим чрезвычайной ситуации, я долгое время переживала за то, как будут жить… птицы. С людьми всё понятно: у каждого есть голова на плечах, каждый может выпутаться из любого кризиса. Иначе и быть не может, ведь мы живём в мире, где всё подстроено под человека. А вот птицы десятилетиями подстраивались под нас. И тут мы, такие, взяли и свалили.
Закрытые мусорники. Заколоченные чердаки. Всё это давно уже уменьшило количество птиц в Риге (мнение личное, основанное только на индивидуальных наблюдениях). В последний год во многих местах всё чаще стали появляться и значки, запрещающие кормить птиц. Видела такие на Центральном рынке Риги, в Старом городе. Слышала о запретах для Юрмалы (не для пляжа, для города). Точнее об идеях ввести подобный запрет. Городских птиц, привыкших питаться тем, что остаётся от человеческой пищи, обложили со всех сторон.
По сути, им остались только редкие открытые урны, да те остатки, что падают на землю из пакетов тех, кто привык перекусывать во время прогулки. Обычно это делают туристы, но последних весной как раз и не стало. Как, впрочем, и самих рижан, дружно засевших по домам. Кафе – и те стали закрываться, не выдержав всеобщей пустоты.
Я уже всерьёз готовилась написать статью на тему «Давайте поможем птицам выжить!», но каждый раз, когда пыталась собраться с мыслями, натыкалась на… аккуратно ссыпанную около стены дома кашку, россыпь зёрен, крошащих хлеб женщин, кормящих (внимание!) не только миролюбивых голубей, но и мало обожаемых ворон (что странно, ведь птицы они – замечательные!)… Даже наш сосед, которого я никогда не замечала в любви к домашним животным, вдруг стал говорить о Боге и кормить голубей.
С марта месяца у меня так и не выдалось повода, чтобы попросить рижан кормить птиц. Все это делали сами. По собственной воле. По собственному желанию. То ли чувствуя, что птицам это надо. То ли понимая, что это надо нам, людям, – помогать тем, кому ещё хуже, кто слаб, беззащитен, кто зависит от нас.
Многие помогали птицам, сами того не ведая. Когда выходили из дома, не боясь заразиться. И не просто выходили, а вели привычную жизнь, от которой птицам доставались свои кусочки радости.
Легче всего, конечно, было серебристым и морским чайкам, добывающим себе пропитания в водах Балтийского моря и выброшенной на берег тине.
Преимущество было и на стороне юрмальских ворон, давно научившихся брать пример с чаек (и не только пример, но и всё, что пропустили последние).
Всегда рада новым читателям! Подписывайтесь! И, конечно же, не забывайте ставить лайки!