Да, в этом фэнтези полно аллюзий на европейскую политику
Вселенная "Ведьмака", известная ценителям сначала по книгам Анджея Сапковского, потом по циклу игр, а теперь уже и по целому сериалу, вроде бы целиком и полностью фэнтезийная. То есть выдуманная.
Но, как часто это бывает, в истории этих выдуманных государств, их границах, правителях, военных конфликтах и геополитических хитросплетениях легко можно разглядеть отсылки к реальной истории нашего мира.
"Ведьмак" огромной степени зиждется на европейском фольклоре и мифологии разных эпох и народов. Но в плане политики он точно так же восходит к перипетиям европейской политической истории.
Так, главный противник и главная угроза для тех мест и тех героев, где происходит действие "Ведьмака" - это империя Нильфгаард, в которой прекрасно считываются отсылки к нацистской Германии. Подчеркнем - только отсылки, поскольку сами события помещены в средневековый мир.
О том, что Нильфгаард в значительной мере списан с Третьего рейха, прекрасно знали, например, разработчики игр. Поэтому они сознательно сближали империю с Германией 1930-х годов в плане эстетики, в чем спокойно признавались потом.
Для тех, кто еще в чем-то сомневался, Сапковский даже прописал эпизод начала войны Нильфгаарда с королевствами Севера, в точности соответствующий начала Второй мировой войны:
- Нильфгаард, - начал он лекцию, указывая рапирой соответствующее место на карте, - напал на Лирию и Аэдирн, использовав в качестве casus belle нападение на пограничный форт Глевицинген. Сейчас не важно, кто и в кого переодетый в действительности напал на Глевицинген...
Напомним, что гитлеровцы использовали в качестве повода для нападения на Польшу 1 сентября 1939 года так называемый Гляйвицкий инцидент - эссесовцы, переодетые в польскую военную форму инсценировали нападение на радиостанцию в Гляйвице.
А один из самых ярких эпизодов "Ведьмака", имеющих недвусмысленные параллели в мировой истории, это раздел Аэдирна между Нильфгаардом и Каэдвеном. Описан он как величайший акт предательства со стороны соседа, тайно сговорившегося с нильфгардцами и ударившего в спину Аэдирну. Причиной послужило желание забрать себе земли, которые Каэдвен давно считал своими.
Перед нами практически идеальное описание польской трактовки событий сентября 1939 года, когда Советский Союз ввел войска на территорию Польши и присоединил к себе земли Западной Украины и Западной Белоруссии.
В тексте Сапковского, рассказывающего об этих событиях, читается нескрываемое отвращение к королевству Каэдвен, воспользовавшегося трудной ситуацией, в которую попал Аэдирн (фактически Польша). Правда, о том, что сама Польша поступила точно так же с Чехословакией за год до того, ни он, ни другие поляки вспоминать не любят.
А вот чехи, кстати, не преминули об этом напомнить самому Сапковскому. О чем он позже, в одном из интервью говорил то ли с досадой, то ли с удивлением.
"Чехи сказали, что это про то, как поляки отобрали часть чешских территорий. Это история. Пакт Риббентроп-Молотов для вас, а для чехов - пакт Польша-Гитлер. Мы отняли у них Тешинскую Силезию, вторглись и отняли. Чехи так это поняли. А я, конечно, писал про 17 сентября 1939 года, дату, которую все поляки помнят наизусть. Это дата, когда Красная Армия вторглась в Польшу, нанеся ей удар в спину, и разделила нашу страну в четвертый раз. Я просто обратил это на фэнтези".
Ну да ладно, оставим поляков и Анджея Сапковского разбираться с неудобными бревнами в своем глазу. Лучше давайте, наконец, дадим ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Кто же в романах о ведьмаке соответствует Сталину?
Это Хенсельт, король Каэдвена, тот самый, который пошел на сговор с Нильфгаардом. Жестокий, коварный, подлый, нетерпимый, жадный, вспыльчивый и беспринципный. В общем, все польские штампы заботливо воспроизведены.
Ну а напоследок вот еще пара ссылок на наши статьи о мире "Ведьмака":
_________________________________
Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей! А еще приглашаем в нашу группу ВКонтакте