Человек, вырывающий колючие кустарники, даже если понимает, что делая это, он может исколоть руки или подвергнуться укусам диких зверей или жестоких змей, обитающих в кустах, все же должен выполнять свой долг, не теряя энтузиазма. Напротив, его усилия и энтузиазм по поводу избавления от всех колючих кустарников будут постепенно увеличиваться по мере того, как он будет продвигаться к своей цели.
Подобно этому растущий энтузиазм при выкорчевывании колючек на пути преданного служения рассматривается как одна из характерных черт ачарйи. Эгоистичные люди, стремящиеся лишь к собственному счастью, ничем не помогающие и остерегающиеся людей неверующих, обычно воздерживаются от помощи другим, когда слышат крики безбожников. Они думают: «Все, что нам нужно, — это добиться собственных целей, обретя славу и личное счастье. Зачем нам идти на столько неудобств ради блага других? К чему идти на риск и подвергаться поношению со стороны окружающих?»
Другая категория думает, что лучше им стать бхаджанананди, поклоняясь Господу в одиночестве, чтобы не сталкиваться со всеми этими трудностями. Так они надеются избежать критики обывателей. С другой стороны, ачарья мучается при виде страданий других живых существ, он не эгоистичен, не бездеятелен и не желает лишь собственного счастья. Он не боится окружающих. Он думает: «Даже если сотни людей, даже если все безбожники со всех бесчисленных вселенных соберутся, чтобы осыпать меня бранными словами, я приму это и смело буду и дальше провозглашать истину. Если из миллионов вселенных, отвернувшихся от Кришны, хотя бы один из миллионов услышит об истине и при этом его сердце очистится от склонности к обману, я буду считать, что смог выполнить миссию Махапрабху».
Я знаю наверняка, что все живые существа в бесчисленных вселенных блуждают из одного вида жизни в другой в силу своей неприязни к Кришне. Все живые существа в этой вселенной, начиная с Брахмы, отвернулись от Господа Кришны, Высшей Абсолютной Истины. И поэтому никто не собирается слушать об истине. Если мы сможем найти даже одну личность, заинтересованную в том, чтобы услышать об истине, этого достаточно. Такая личность сможет сначала сделать свою жизнь совершенной, а потом проповедовать истину окружающим. Наверное, именно по этой причине Шрила Бхактивинода Тхакур сказал: «Проповедник приносит больше блага населению мира, чем те, кто, руководствуясь собственными предпочтениями, пренебрегают проповедью, погружаясь в блаженство своего личного бхаджана».
«Жизнь и учение четырех ачарьев»
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада