Найти в Дзене

ВАЗ-2102, особенности комплектаций, 1971-1986 г.в.

ВАЗ-2102 выпускался для внутреннего рынка 15 лет, практически без изменений.
ВАЗ-2102 выпускался для внутреннего рынка 15 лет, практически без изменений.
ВАЗ-21021 с двигателем 21011, был разработан в 1974 году, одновременно с  седаном ВАЗ-21011, но массово стал выпускаться с 1976 года, на просторах СССР двойка в таком исполнении  с элементами 21011 встречалась редко, в основном ВАЗ-21021 выпускался в кузове 2102,  но на экспорт, в том числе и в соцстраны, в  кузове с элементами 21011 выпускали ВАЗ-21021 с двигателем 21011, ВАЗ-21023 с двигателем 2103, ВАЗ-2102-03 с двигателем 2101.
ВАЗ-21021 с двигателем 21011, был разработан в 1974 году, одновременно с седаном ВАЗ-21011, но массово стал выпускаться с 1976 года, на просторах СССР двойка в таком исполнении с элементами 21011 встречалась редко, в основном ВАЗ-21021 выпускался в кузове 2102, но на экспорт, в том числе и в соцстраны, в кузове с элементами 21011 выпускали ВАЗ-21021 с двигателем 21011, ВАЗ-21023 с двигателем 2103, ВАЗ-2102-03 с двигателем 2101.

В 1971 году на ВАЗе был запущен в серийное производство универсал ВАЗ-2102, который производился до 1986 года, за 15 лет с конвейера сошли 666 989 универсала в различных модификациях, более 70% выпущенных универсалов были отправлены на экспорт, в том числе в развитые капиталистические страны. Во многих источниках имеется информация, что ВАЗ-2102 является лицензионной копией итальянского автомобиля Fiat 124 Familiare, это не совсем верно, в конструкцию ВАЗ-2102 было внесено более тысячи конструктивных изменений по отношению к исходной конструкции Fiat 124 Familiare, за счет внесенных изменений ВАЗ-2102 выигрывал в долговечности, грузоподъемности, динамике и другим эксплуатационным качествам, что позволило универсалу ВАЗ-2102 вытеснить с европейского рынка Fiat 124 Familiare, и с 1974 года занять его нищи в сегментах продаж универсалов данного класса. В СССР ВАЗ-2102 не был так популярен как на Западе, тем более не был «культовым», как описывают во многих современных источниках, большинство приверженцев ВАЗов предпочитали покупать седаны, а ВАЗ-2102 брали по остаточному принципу: «лучше такой, чем никакой»... Были конечно и те, кто хотел только ВАЗ-2102, в частности мой сосед по гаражу, у которого были в разное время ВАЗ-2102 1971 года, ВАЗ-2102 1975 года, ВАЗ-21021-02 1979 года, ВАЗ-21021-05 1985 года. Причин нежелания покупать ВАЗ-2102 было несколько, первая причина заключалась в том, что ВАЗ-2102 стоил в разное время на 500-700 руб. дороже базовой модели ВАЗ-2101, вторая причина, заключалась в том, что немногие были готовы перегружать и гробить дорогой в ремонте, малодоступный в приобретении автомобиль, в отпуск ездили не более раза в год, третья причина заключалась в том, что при ударе в заднюю часть, кузов ВАЗ-2102 получал повреждения со смещением базовых точек, и отремонтировать его в кустарно-гаражных условиях было проблематично, а порой невозможно, а доступ на АвтоВАЗтехобслуживание был для большинства автолюбителей недоступен, в очередях на кузовной ремонт и покраску стояли годами. Приверженцы универсалов, в простонародье «сараев», которые планировали их жестко эксплуатировать, предпочитали покупать Москвич-426/427/2137, Иж-комби 2125. Москвичи универсалы и лифтбеки Иж-комби были крепки, надежны, версии с двигателем УЗАМ-412 под бензин АИ-93, легко переводились на А-76, без ущерба для двигателя, путем замены поршней и трамблера. Цена вопроса по дефорсированию двигателя УЗАМ-412 в автохозяйствах, где были Москвичи, составляла, в среднем, две бутылки водки. В Москве, в частности, был 41-й Автокомбинат, который эксплуатировал несколько сотен ижевских каблуков и азлковских почтовых фургонов, там можно было договориться на ремонт любой сложности, по ценам несопоставимым со СТО. Любые запчасти к Москвичам, в отличие от ВАЗов, можно было купить в магазинах, или достать по дешевке в госсекторе, а не покупать втридорога у барыг.

ВАЗ-2102 имел множество экспортных комплектаций и модификаций, которые различались не только моделями двигателей, проводкой, салонами, но и кузовами, сваренными под конкретную комплектацию. С 1971 года по 1973 год, ВАЗ-2102 имел единую базовую комплектацию, хорошо знакомую советским автолюбителям, отличительной особенностью ранних ВАЗ-2102 была комплектация шинами М-130А (6.45-13) и камерами Московского шинного завода, диски были оригинальными, имели отверстие большего диаметра под вентиль «москвичевских» камер, с массовым переходом на шины ИЯ-170 диаметр отверстия под вентиль был уменьшен, для применения унифицированных камер, подходивших ко всему модельному ряду ВАЗов. Владельцы ранних двоек, укомплектованных дисками под «москвичевские» камеры, находились в начале 70-х в более выгодном положении, по сравнению владельцами ВАЗ-2101/2103, купить «москвичевские» камеры было намного проще, чем «жигулевские», в 1973-74 годах встречались колеса с ИЯ-170 и «москвичевскими» камерами, причем не только на ВАЗ-2102, но и на ранних ВАЗ-2103. В СССР и в соцстранах в основном продавали две модели «чистый» ВАЗ-2102, мало отличающийся от первенца, в 1976 году получил «в подарок» от модернизированного ВАЗ-2101 фонарь заднего хода, измененный педальный узел, подвесную педаль акселератора, с 1976 года выпускался ВАЗ-21021 с двигателем 21011, торпедо 21011, оснащенный трешечным ножным омывателем лобового стекла, в конце 1979 года появился ВАЗ-21021-02, получивший модернизированную переднюю проводку 21011, электроомыватель лобового стекла, торпедо 21011, руль 21011, трехрожковый подрулевой переключатель, экспортный вариант имел наружную облицовку 21011 (передняя панель с продувами, решетка с мелкими ячейками, бампера без клыков с резиновым демпфером, катафоты поворотников), передние сиденья, карты дверей, фактура обивки заднего сидения и багажника, соответствовали фактуре 21011. В таком исполнении ВАЗ-21021-02 редко, но попадался на просторах СССР. Были и комбинации комплектаций ВАЗ-21021-02, кузов чисто 2102, торпедо и проводка 21011, сиденья и обивка 2102, выпускали в подобной комплектации и ВАЗ-2102-01 с двигателем 2101. Очень редко в личном пользовании встречалась модификация ВАЗ-21023, «чистая утилитарная двойка» с двигателем 2103, в основном такие универсалы для внутреннего рынка ВАЗ выпускал по заказу МВД. Гораздо интереснее были экспортные варианты вазовских универсалов для рынков капиталистических стран в комплектациях недоступных для внутреннего рынка СССР. Меня всегда поражало наплевательское отношение к внутреннему потребителю, которому были доступны только утилитарные версии, лишенные комплектаций повышавших пассивную безопасность автомобилей, улучшавшими эксплуатационные потребительские свойства. В начале 70-х ВАЗ готовил к производству люксовый универсал на базе ВАЗ-2103 параллельно с седаном, который получил индекс ВАЗ-2104, было изготовлено три опытных образца, выявивших разбалансировку развесовки автомобиля по сравнению с ВАЗ-2102, требовалась кропотливая доводка конструкции в целом, времени не хватало, все резервы были направлены на доводку седана ВАЗ-2103 для серийного производства.

ВАЗ-2104 спроектированный на базе ВАЗ-2103, так и не дошел до серийного производства. Этот автомобиль до сих пор вдохновляет энтузиастов на создание его реплик на базе ВАЗ-2102.
ВАЗ-2104 спроектированный на базе ВАЗ-2103, так и не дошел до серийного производства. Этот автомобиль до сих пор вдохновляет энтузиастов на создание его реплик на базе ВАЗ-2102.

Учитывая небольшой объем производства универсалов в программе ВАЗа, по сравнению с седанами, в начале 70-х от люксового универсала ВАЗ-2104 решили отказаться, в 1984 году этот индекс получил универсал спроектированный на базе ВАЗ-2105, ограниченными партиями выпускались и люксовые версии ВАЗ-21043 с двигателем 2103, велюровой обивкой салона, на часть ставили торпедо 2107 с ранним щитком приборов. Но все-таки люксовые версии универсала ВАЗ-2102 попадали на территорию СССР в виде реэкспорта из капиталистических стран, их пригоняли граждане работавшие в этих странах.

Экспортная версия ВАЗ-21023-01, с двигателем 2103, и с элементами салона 2103. Были в аналогичном исполнении ВАЗ-21021 с двигателями 21011/2105, и чистый ВАЗ-2102 с двигателем 2101.
Экспортная версия ВАЗ-21023-01, с двигателем 2103, и с элементами салона 2103. Были в аналогичном исполнении ВАЗ-21021 с двигателями 21011/2105, и чистый ВАЗ-2102 с двигателем 2101.
Экспортная праворукая версия ВАЗ-21024-01 с трешечным торпедо.
Экспортная праворукая версия ВАЗ-21024-01 с трешечным торпедо.
Выпускали и более утилитарные праворукие версии, такие как ВАЗ-21022.
Выпускали и более утилитарные праворукие версии, такие как ВАЗ-21022.

Одна из таких люксовых экспортных двоек ВАЗ-21023 цвета «кофе с молоком», 1977 года выпуска, попала в руки к моему институтскому другу в начале 80-х годов, пригнал ее муж сестры друга из Швеции. Достался ВАЗ-21023 моему другу б/у, в достаточно потасканном состоянии, я помогал другу готовить его к полной покраске, разбирая имел возможность ознакомиться с комплектацией подробно. ВАЗ-21023 не имел на сводной заводской табличке дополнительных индексов, был неприметным, мало отличался от привычных ВАЗ-2102 если не приглядываться с пристрастием, на нем стояла пластиковая передняя решетка фактуры ВАЗ-2101 черного цвета, комплект шведских фароочистителей Clear-Site, шведское стекло пятой двери с обогревом Trempex, французская галогенная оптика фар Marshall с кошачьими мордочками на стеклах, задний стеклоочиститель Clear-Site, моторредуктор которого очень напоминал внешне моторедуктор фароочистителя Нивы-2121.

До 1979 года на экспортных ВАЗ-2102 ставили шведские стекла с обогревом.
До 1979 года на экспортных ВАЗ-2102 ставили шведские стекла с обогревом.
Шведские инерционные ремнями безопасности Klippan, не были редкостью на экспортных ВАЗах в 70-х.
Шведские инерционные ремнями безопасности Klippan, не были редкостью на экспортных ВАЗах в 70-х.
Комплект фароочистителей  Clear-Site ставился на комплектации ВАЗ-2102  для Скандинавских стран, Великобритании и Канады.
Комплект фароочистителей Clear-Site ставился на комплектации ВАЗ-2102 для Скандинавских стран, Великобритании и Канады.

Салон того ВАЗ-21023 был полноценным трешечным, коричневого цвета, в экспортном исполнении, был оборудован передними и задними инерционными ремнями безопасности Klippan, сиденья имели велюровую обивку типа шестерочной, но прострочена была с фактурой трешки, передние сидения имели подголовники, типа ранних шестерочных, обивка дверей была полноценная трешечная с изогнутыми ручками-подлокотниками, ручками стеклоподъемников 2103, верхнюю часть дверей закрывали трешечные накладки, передние двери имели в торцах габаритные трешечные фонари, торпедо и руль стояли чисто трешечные, но консоль радиоприемника имела сверху раннюю шестерочную планку, на которой были расположены сигнализатор падения тормозной жидкости, регулировка освещения приборов, прикуриватель, вытяжной выключатель включения аварийной сигнализации ВК-422, стоял шестерочный трехрожковый подрулевой переключатель, с включением омывателя лобового стекла, которое производилось перемещением «на себя» правого рожка, при включенных фарах включались параллельно фароочистители и их омыватели. Включение обогрева заднего стекла, заднего стеклоочистителя и его омывателя, осуществлялись импортными клавишами на панели приборов. Омыватель заднего стекла имел отдельный бачок с выносным электронасосом, расположен был в правой части багажного отделения. Бампера ВАЗ-21023 стояли стандартные с клыками, под задним бампером были подвешены фонари заднего хода и задний противотуманный фонарь, включение которого осуществлялось вытяжным выключателем Hella с сигнальной лампой, расположенным в районе блоков предохранителей, снизу торпедо с левой стороны. Проводка по схеме была идентична шестерочной к которой были добавлены автономные жгуты для подключения дополнительной комплектации. Под капотом тоже были особенности, стоял трешечный ВУТ, стоял тоненький электровентилятор охлаждения Bosch и импортный радиатор, в который был ввернут датчик включения вентилятора, отличный от привычного трешечного, капот имел шумо-звукоизоляционную накладку типа трешечной, звуковые сигналы стояли трешечные, несколько по другому стоял аккумулятор, средняя труба глушителя стояла с резонатором от 2103. Задний мост стоял 2103 с автоматической регулировкой тормозных колодок, редуктор стоял с передаточным отношением 4,1 (ради интереса считали по оборотам), резина стояла радиальная Michelin, но вероятней всего, что не с ВАЗа, а менялась. Еще одна интересная экспортная двойка была у соседа по отцовскому гаражу, модель ВАЗ-21021-05 красного цвета, выпуска 1985 года, пригнана была из Португалии. На этой ВАЗ-21021-05 стоял двигатель 2105 с ременным приводом ГРМ, стояли велюровые сидения, фактуры 2104, руль стоял 2105, торпедо 2106 в полном комплекте, обивка дверей стояла стандартная 2101, бампера стояли 21011, передняя панель 21011, с продувами, стояло заднее стекло с обогревом, отечественное Бор, никаких дополнительных очистителей не стояло, оптика стояла галогенная производства ЧССР. В рамках данной статьи не возможно охватить все варианты комплектаций модификаций ВАЗ-2102, были и праворукие варианты для Великобритании, с разными двигателями, разными салонами. Имеющиеся каталоги не отражают в полной мере комплектации, но понятно что и леворукие кузова имели разные сборочные единицы, к примеру моторные щиты были трех вариантов под кронштейны педальных узлов 2101-1602063-10, 2101-1602063-30, 2103-1602010, все три кронштейна не взаимозаменяемые между собой, а последний позволяет установить ВУТ. Для установки торпедо 2103 в салоне приваривались кронштейны воздушной заслонки и прикуривателя от 2103. Редуктор заднего моста 4,44 встречался в основном на ВАЗ-2102, и то не на всех, чаще встречался 4,3, ВАЗ-21021 комплектовали редукторами 4,3 и 4,1, ВАЗ-21023 редуктором 4,1. Надеюсь, что статья будет интересна и полезна интересна для любителей ВАЗов, знакомых с их конструкцией, а также для авторетролюбителей, восстанавливающих данные автомобили в оригинал.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будет еще много интересного и занятного! С уважением к читателям! Не болейте и не унывайте! Все будет хорошо!
Сергей Буров