Однажды, 20 лет спустя. СССР, 1981. Режиссер Юрий Егоров. Сценаристы: Аркадий Инин, Юрий Егоров. Актеры: Наталья Гундарева, Виктор Проскурин, Евгений Лазарев, Олег Ефремов, Валентина Титова, Александр Потапов, Игорь Ясулович, Валентин Смирнитский, Ольга Гобзева, Алёна Чухрай, Андрей Юренев, Инга Будкевич, Марина Яковлева и др. 21,4 миллиона зрителей за первый год демонстрации.
В начале 1980-х эта мелодрама Юрия Егорова (1920-1982) была очень позитивно встречена зрителями и кинопрессой.
К примеру, кинокритик Оксана Курган в журнале «Советский экран» отмечала, что «без громких слов и нравоучений фильм поднимает одну из важнейших, назревших проблем сегодняшней нашей жизни. Проблему, о которой сегодня говорят, пишут демографы и экономисты. Ведь наши маленькие дети — это завтрашние граждане страны, ее мозг, ее руки, ее будущее. Фильм не только воскрешает традиционный для русского искусства прекрасный образ женщины-матери, не избалованной вниманием нашего кинематографа, но и открывает новые его грани» (Курган, 1981: 5). Курган О. «Я работаю мамой» // Советский экран. 1981. № 1. С. 5.
А кинокритик Лариса Кузнецова считала, что «если выделить основную идею фильма, которая выстроена наиболее убедительно, я бы назвала идею любви. Этой идее служит в фильме всё. Это «всё» заключено в той трактовке главных характеров, которые раскрывают нам Н. Гундарева и В. Проскурин. … Возводя идею материнства и семейной любви в некую гиперболу, пусть идиллическую, даже в чем-то наивную, эта лента говорит нам о существовании таких ценностей человеческой жизни, утрата которых губительная для всех нас» (Кузнецова, 1981: 34, 40). Кузнецова Л. С днем рождения… // Искусство кино. 1981. № 3. С. 32-40.
Но XXI век принес с собой иное восприятие этой картины. Кинокритик Денис Горелов считает, например, что «сценарист Аркадий Инин и режиссер Юрий Егоров излили мысль семейную, единственную оставшуюся на ту пору в стране, в конспективной эпопее «Однажды двадцать лет спустя». Картина была естественным завершением большого пути, пройденного Егоровым от каховско-метростроевской романтики «Добровольцев» и «Они были первыми» к сытому и благонравному обществу позднего социализма. … Надя Круглова была баба счастливая, хоть и замотанная стиркой-глажкой-готовкой и котячими мужниными домогательствами. На глазах стареющее, реально озабоченное деторождением общество придумало себе малореальный, но сверхубедительный в гундаревском исполнении идеал» (Горелов, 2018). Горелов Д. Родина слоников. М.: Флюид ФриФлай, 2018. 384 с.
А что думаете о фильме «Однажды двадцать лет спустя» Вы, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020