Найти тему
DAITOGRAM

Сокаку Такеда и Морихэй Уэсиба

ТАКУМА ХИСА О СВОИХ УЧИТЕЛЯХ СОКАКУ ТАКЕДА И МОРИХЭИ УЭСИБА

Мой Учитель, Такэда Сокаку Сенсей.

Сокаку Такеда со своим учеником Такума Хиса, после вручения ему Мэнкё Кайдэн.
Сокаку Такеда со своим учеником Такума Хиса, после вручения ему Мэнкё Кайдэн.

Такэда Сокаку родился в Айзувакамацу-те, префектура Фукусима. С детства он изучал кэндо, а в возрасте 18 лет получил Менке кайдэн в Нито-Рю [1], а позже получил лицензии в Оно-ха Итто-Рю и Дзикисинкагэ-Рю. Он путешествовал и посетил много провинций, чтобы заниматься боевыми искусствами. Позже он выучил Дайто-рю Айкидзюдзюцу [2], которое перешло по линии семьи Такэда от его деда Такэды Соэмона. Получив лицензию, он попытался преподавать и распространять Дайто-рю по всей Японии. Он обучил более тридцати тысяч студентов. Сейчас он на пенсии и живет на Хоккайдо, занимается сельским хозяйством, а также обучает серьезных студентов, таких как военные офицеры, полицейские и другие. Он является директором [3] школы Дайто-рю Айкибудо [4].

Мой Учитель, Уэсиба Моритака Сенсей.

Уэсиба Сэнсэй выполняет технику Дайто-рю "Карами наге".
Уэсиба Сэнсэй выполняет технику Дайто-рю "Карами наге".

Уэсиба Моритака родился в Танабе, префектура Вакаяма. С юности он был физически силен и с удовольствием тренировался в военном искусстве. Повзрослев, он посетил несколько регионов, учился у учителей различных школ, практиковал кэндзюцу, дзюдзюцу и Боцзюцу, а затем овладел секретной техникой дзюдзюцу Аиои-Рю [5], которая передавалась в его семье из поколения в поколение. Затем он выучил Дайто-рю у Сокаку Такэды, стал его учеником на многие годы и получил Менке кайдэн [6] и должность шихан дайри [7] от сенсея Такэды.
С тех пор он усердно учился впитывать суть различных школ боевых искусств и молниеносно овладевал искусствами борьбы с оружием, боевыми вооружениеми и современным огнестрельным оружием, чтобы создать свою уникальную школу. Он является выдающейся фигурой в современном мире традиционных японских боевых искусств. Он был приглашен в Токио, чтобы обучать самых разных людей высокого положения, военных и морских офицеров, гражданских служащих, полицейских и так далее. Недавно он построил большой тренировочный зал под названием Кобукан додзе в Вакамацу-те, Усигоме, где он обучает этих выдающихся граждан настоящим боевым техникам. Он объединил традиционные боевые техники с древней японской мистической религией синтоизма, чтобы основать свою собственную новую школу боевых искусств ками на благо и во славу Императора. В своей школе он серьезно относится к необходимости развития своего боевого искусства, чтобы защитить благословенную землю императора, победить врагов и продемонстрировать силу Императора."

_____________________
Ниже приведем несколько наиболее интересных комментариев от автора англоязычного перевода статьи Гийома Эрара, так как некоторые данные, приведенные Хиса Такума отличаются о официальной исторической линии.

1. Нито-Рю (二刀流) - это стиль кэндзюцу, который специализируется на обращении с двумя мечами. Использование термина "Менке Кайден" Хисой предполагает, что Такэда получил официальное признание от реальной школы в неформальной манере, но, насколько мне известно, нет никаких доказательств того, что такая лицензия существует. Тем не менее это актуально, поскольку учебная программа некоторых школ Дайто-рю, включая, собственно, Такумакай, содержит раздел под названием Дайто-рю Айки Нито-Рю (大東流合気二刀流).

2. Здесь Хиса использует термин Айкидзюдзюцу, скорее всего, имея в виду "рукопашную" часть учебной программы Сокаку. Согласно версии ветви Дайто-рю Кондо Кацуюки, Такэда Токимунэ, сын Сокаку, заменил название Айкидзюдзюцу термином Айкибудо, когда он основал Дайтокан Додзе (大東館道場) в 1954 году. Он, по-видимому, использовал термин "Айкибудо" в целях более открытого обучения, но также и для обозначения системы из рукопашных техник Дайто-рю и кэндзюцу из Оно-ха Итто-Рю. Однако, здесь мы видим, что термин "с" использовался и раньше, часто совершенно взаимозаменяемо с термином "Айкидзюдзюсу".

3. Хиса использует термин Сокэ (宗家), что немного необычно, когда речь заходит о Сокаку. Кондо Сэнсэй фактически утверждает, что титул не существовал в традиции Дайто-рю до тех пор, пока Токимунэ не ввел его в 1954 году. Тем не менее, я видел некоторые свитки передачи с печатями печати, которые предполагают, что Сокаку мог использовать этот титул, но в большинстве документов передачи Сокаку действительно обычно упоминается как сомучо (総務長, лит. “генеральный директор”).

4. Продолжая предыдущее замечание, следует также отметить, что Менке Кайден, который Хиса получил от Сокаку, был в Айкидзюдзюцу, а не в Айкибудо. По словам знакомых Хисы, с которыми я разговаривал, он не прошел должного обучения работе с оружием, если вообще чему-то обучался, что делает его использование термина Айкибудо в остальной части статьи трудным для понимания в современном контексте и поэтому требует разъяснения.

5. В зависимости от источника, Аиои-Рю дзюдзюцу (生生流柔術) - это либо семейное искусство, которому Морихэй научился у своего отца, либо один из способов, которым Морихэй называл свое искусство в данное время. Существует также боевое искусство под названием Аиои-Рю, основанное в 1987 году Сасаки Такэхисой, но сходство названий, скорее всего, только случайное.

6. На самом деле Уэсиба получил Кёдзю Дайри (教授代理, лит. "официальный инструктор"), уровень ниже, чем у Менке Кайден. Поэтому Уэсибе Морихэю никогда официально не разрешалось преподавать техники Сокаку полностью самостоятельно, что, вероятно, является одной из причин их разлада. Интересно, что Хиса предполагал, что Уэсиба действительно получил Кайден, поскольку это значит, что Уэсиба либо сказал ему, что он получил его, или, что более вероятно, он вел себя как обладатель Менке Кайден (то есть свободный от надзора Такеда).

7. Текст Хисы предполагает, что шихан Дайри (師範代理, заместитель учителя) был формальным титулом, данным Такэдой, что необычно, поскольку это относительно недавний титул по сравнению с традиционной системой, и я не смог найти ссылок на него в тех частях регистров shareiroku и eimeroku, которые мы имеем в нашем распоряжении.

_____________________

Статья Хиса Такума для журнала Син Будо за ноябрь 1942 года
Перевод с японского Гийом Эрар
Первод на русский и адаптация - Станислав Копин