Значительную часть истребительного парка американских ВВС до сих пор составляют однодвигательные F-16 четвертого поколения, уже в значительной мере устаревшие. Первые F-16 начали поступать на вооружение в 1978 году, то есть более 40 лет назад. За все это время было построено более 4500 экземпляров, что сделало эти самолеты наиболее массовыми истребителями четвертого поколения, производство и эксплуатация которых продолжается и по сей день.
Это стало возможным во многом благодаря распаду СССР и резкому сокращению производства основного конкурента F-16 - легкого советского истребителя МиГ-29. Сегодня же все большее количество устаревших американских самолетов выводится из эксплуатации - им на смену приходят тоже однодвигательные истребители F-35, но уже пятого поколения.
Правда, утилизируют американцы свои, ставшие уже ненужными машины, довольно своеобразно, извлекая из этого процесса немалую выгоду. Они переделывают их в самолеты-мишени, присваивая новый индекс QF-16 и оснащая телеметрическими и управляющими модулями для дистанционного управления.
Ранее в США точно так же поступили со знаменитыми «Фантомами» F-4, переделав их в беспилотники-мишени QF-4. Однако более современные самолеты четвертого поколения, облегченные путем снятия вооружения и части оборудования, обладают хорошей маневренностью и могут имитировать для американских зенитчиков российские машины уровня Су-30СМ.
Российские же расчеты ПВО тренируются на несколько других мишенях - ими становятся не самолеты, а в основном устаревшие зенитные ракеты. Таковой, например, является мишень «Стриж», основой которой послужила ЗУР комплекса С-75. Еще одна отечественная ракета-мишень 96М6 «Кабан» считается одной из самых сложных целей. Она летит со скоростью 1,3 км/с (4680 км/ч), обладая при этом малыми размерами и прозванная за это в среде военных «карандашом».
Для имитации маневренных малоразмерных целей вроде БПЛА или управляемых ракет в настоящее время используются специально изготовленные воздушные мишени, например, Е08 «Эникс».
Весь комплекс размещается на двух автомобилях ГАЗ-3308. Первый грузовик с кузовом типа КУНГ представляет собой наземную станцию управления, второй используется в качестве средства поиска и эвакуации мишеней.